Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2013 г. 21:43

369

4

Наверное, в 8 классе рано читать о Гегеле, тем более - Гегеля. Я попытался прочесть книгу о Гегеле с подачи своего Учителя, который для начала дал почитать известную гегелевскую работу "Жизнь Иисуса". Мне она показалась вполне себе "нормальной" и подумал, почему бы не попробовать?
Книга шла тяжело: эти жизненные перипетии - то там отказали, то там не приняли, а тем, где, наконец приняли (Боннский университет) на лекции ходило три с половиной студента, потому как, если я правильно всё помню, лектор из Георга Вильгельма Фридриховича Гегеля был не важный.
Ну а что касается изложения учения Гегеля - без комментария. Как можно комментировать пустоту? Почти абсолютную? Ну не совсем абсолютную. На самом деле с помощью "Философского словаря" в обложке зеленого цвета понять, что есть абсолютная идея, не так сложно (Гегель ведь был объективным идеалистом, а рядом с этим направлением философии пантеизм идет, ну не рука в руке, но ближе, чем это представляли идеалисты субъективные.
А ещё запомнили два высказывания. Первое касалось суждения о войнах. Гегель писал о том, что войны для народов это как свежий ветер над застоявшейся водой озера.
Второе высказывание о политике, о том, что у каждой сферы деятельности свои законы. И когда высказываются о политике как о деле не очень чистом и даже чистоплотном с точки зрения этики, Гегель отвечает, что у этики есть границы применения, есть собственная сфера, область применения, и судить, оценивать политику по чуждым её сущности законам есть суждение неправильное.
И потом, позже, была ещё одна знаменитая фраза: всё действительное разумно, всё разумное действительное. Из чего сразу вывели оправдание Прусского королевства как воплощение полного совершенства. Ну и самое последнее: оказывается, что в профессиональном сообществе есть сторонники той точки зрения, что Гегель-то и не философ вовсе. Вот Кант - это голова! А Гегель - нет, не голова. Вот так-то!