Больше рецензий

3 сентября 2022 г. 21:37

403

2 Поговорим о евреях?

"Эра Меркурия" сразу притягивает к себе внимание забредшего в отдел истории читателя своей стильной обложкой с контрастными цветами и эпичным названием. А при более близком рассмотрении книги с удивлением обнаруживаешь на ней обычную обложку под супер-обложкой, что лично я довольно редко встречал в книгах, чаще это явление наблюдается у комиксов. Я и был тем удивленным читателем в отделе истории, который, приметив книгу, сразу взял ее почитать, тем более, что мне очень интересна тема евреев и я хотел ознакомиться с их культурой и историей более подробно и детально.
Сложности между мной и книгой начались уже с самого начала: с введения. Автор с самых первых страниц абсолютно не скрывает, что это произведение представляет из себя не научно-популярную литературу для широкой массы, а нечто близкое уже к научной литературе, ориентированной на узкий круг людей. Определяется это, прежде всего, по утяжелению текста не так часто встречающимися в повседневности этнографическими, религиозными и историческими терминами. Например, что такое "руал", я так до сих пор понять до конца и не смог даже с помощью интернета.
Кроме утяжеления книги, тут еще и что-то странное происходит с ее, так сказать, формой. Абсолютно непонятно решение переплести вместе греческую мифологию и евреев. С какой целью это было сделано? Привнесение в текст художественных образов древней Греции в книгу про евреев представляется мне оксюмороном, хотя это сочетание необычно и уникально, что, как и яркая обложка, призвано завлечь читателя прочитать эту книгу. Убрав все упоминания Меркурия и Гефеста из текста, последний не потеряет ничего, но тогда, конечно, обложка выглядела бы не так стильно.
Возвращаясь к сложностям, возникшим уже во введении, мне показалось, как бы парадоксально это ни звучало, что в этой книге слишком много внимания акцентировано на евреев. Объясняю: во введении есть любопытная фраза: "Никто не способен стать лучшим евреем, чем сами евреи". Автор называет еврейскими века, связывает Фрейда и Маркса с евреями, в целом возводит еврейство не до простой национальности, а до какой-то качественной характеристики, что выливается в странные выражения, как было в цитате выше.
Суммарно все эти кочки на моем пути во время прочтения самого начала книги (введения, первой и немного второй главы) заставили меня прекратить чтение и больше не возвращаться к этой книге. Что интересно, поступил я так, как и советовал сам автор перед первой главой: если не получил удовольствия в начале, вряд ли испытаешь его дальше.
Однако не могу сказать, что книга совсем уж мне не понравилась и была бесполезной для меня. Пропуская целые абзацы с описанием народов-нееврев (в книге про евреев!), я натыкался на интересные умозаключения автора, связанные с взаимоотношениями между средневековыми европейцами и евреями, напоминающими некий симбиоз, в котором один не может без другого: евреи или другие чуждые народы, например, цыгане, занимали определенные ниши в Европе и выполняли ту работу, которую европейцы делать не могли или не хотели. Отсюда можно проследить, как растут корни антисемитизма.
Во многом мое достаточно холодное отношение к этой книге связано именно с моими ожиданиями, напомню, что я-то хотел ознакомиться с тем, кто такой еврей, чем он живет, во что верит, какие праздники отмечает, какая у этого народа история. А "Эра Меркурия" оказалась совсем не той книгой, которая бы помогла мне с получением такой информации. Я уверен, что книга найдет своих читателей (и уже нашла) среди гумманитарных специалистов и просто эрудированных в истории и религии людей.