Больше рецензий

12 сентября 2022 г. 20:46

2K

5

Мораль сей книги такова: если вы каким-то образом оказались в такой ситуации, когда Земля Франца-Иосифа находится к югу от вас, то скорее всего у вас некоторые проблемы.

Книга представляет собой дневник штурмана паровой шхуны «Святая Анна» под началом Георгия Львовича Брусилова, которая в 1912 году отправилась в экспедицию по Северному морскому пути. Забегая вперед- экспедиция оказалась неудачной - «И сия пучина поглотила ея в один момент. Вобщем, все умерли». Но когда Валериан Альбанов начинал вести свой дневник, он еще не знал, что в живых останется только он сам и еще один матрос. В октябре 1912 года шхуна была затерта льдами в Карском море около Ямала, откуда и отправилась в двухгодичный дрейф вместе с этими самыми льдами. Провизии у команды с собой было на полтора года, но первый год дрейфа был очень удачен на охоту -было убито большое количество медведей и тюленей, но чем севернее они уходили, тем реже встречались животные и во второй год не удалось убить ни одного. А по их предварительным расчетам дрейфом их должно было вынести к Шпицбергену не раньше чем еще через год, так что команду неминуемо ждала голодная смерть. По этой причине, а так же по причине всё больше портившихся взаимоотношений между членами команды, вызванных болезнями, тяжелыми условиями и нервным перенапряжением, половиной команды было принято решение покинуть шхуну и идти пешком по льду к Земле Франца-Иосифа, где на одном из островов по их сведениям была английская база с провизией, на которой можно было устроится на зимовку, а дальше уже опять идти по льду к большой земле. В таком случае оставшейся половине команды на шхуне в режиме экономии хватило бы провизии еще на год дрейфа. Что ж, как говорится в подобных ситуациях— отличный план, надежный, как швейцарские, блин, часы. Уже после прочтения книги, на вдумчивый и немного отстраненный взгляд этот поход выглядит, чудовищнейшей авантюрой, потому что ситуаций, в которых они не померли просто все до одного и сразу же, было... Ну это были практически все описанные ситуации. Начать стоит с того, что у штурмана и его походных товарищей не было нормальной карты (ну заодно они по ходу и узнали, какие земли из отмеченных на карте 30-летней давности действительно существовали, а какие нет, ну и заодно открыли и Восточно-Шпицбергенское течение) и по их изначальной прикидке, до земли было пару недель ходу, которые вылились в почти 4 тяжелейших месяца. Но это из тех ситуаций, которые нужно оценивать по исходу, тому который уже есть, а исход был — целых 2 спасенных жизни из 13 отправившихся в поход против всех остальных погибших и никогда не найденных членов на шхуне Святая Анна. По имеющемуся исходу можно сделать вывод, что решение идти к земле было верным.

Немного о самом походе: на шхуне из подручных материалов были сделаны нарты, которые тащили на себе с грузом (провизией, инструментами, палаткой , винтовками и патронами) и каяки, чтобы переправляться через многочисленные полыньи (открытую воду среди льдов). Сказать, что идти с таким грузом по торосному льду это полное адище, это, конечно, ничего не сказать. Но самая большая подстава была в том, что во время ночевки, лед могло дрейфом отнести в другую сторону миль на 20, что при вашей дневной скорости в 3-5 миль является катастрофой. В полыньи сваливались все по очереди по нескольку раз, периодически топя что-то из ценного груза. Еще на шхуне из темного стекла из-род бутылок джина сделали подобие очков, но они оказались бесполезны и все эти месяцы шли почти вслепую, потому что из глаз лились потоки слез и иногда из-за невыносимой боли в глазах приходилось останавливаться и ложиться спать. Абсолютнейшим чудом можно назвать и то, что тюлени и медведи начали появляться ровно тогда , когда у них закончилась вся провизия. Из дневника можно узнать об особенностях охоты, о том, что моржи невероятно умные и мстительные животные, о том, какие части тюленя и медведя самые вкусные (спойлер - сырая медвежья печень, но после нее еще несколько дней потом ходили с признаками отравления).

Что меня по началу поразило, почти все в походе (по словам штурмана) были очень апатичны и если их не шевелить, то могли проваляться весь день, ничего не делая. Сначала, я была полна негодования, мол, как так, надо собраться, в таких-то условиях, когда все друг от друга полностью зависят и уже и земля виднеется, неужели не хочется по быстрее всё это закончить... Но посидев какое-то время в двух парах щерстяных носочков под двумя пледами в надежде на отопление, я поняла, что я бы скорее всего уже на второй день в таких условиях так точно, просто легла бы и не встала. Так что вынь бревно сначала из своего глаза, а потом уже гони на тростинку в чужом глазу. Надо сказать, что до земли дошли практически все, но уже достигнув её 3 человека умерли от болезни, 2 утонули на каяке, 4 скорее всего провалились в ледяную трещину. И как раз таки только двое - штурман и матрос - смогли добраться до английской базы и спустя несколько недель (что опять же чистейшая удача) были подобраны судном экспедиции Седова.

Наверное, как бы прискорбно это ни звучало, такие экспедиции, это из разряда — любой опыт к лучшему, даже отрицательный. Ведь уже забегая вперед, к примеру Отто Юльевич Шмидт, по время Челюскинской эпопеи, принимая ответственное решение идти по льду к большой земле, либо оставаться на льдине и ждать помощи, что было тоже безумно рискованно, безусловно хорошо знал и учитывал подобный опыт и мог оценить, что будет их ждать в случае похода. И опять таки решение Шмидта оказалось полностью верным. Но опять же судить тут можно только лишь по конечному исходу. Как всё ни просчитывай, а это места и условия неподвластные человеку. Так что, книга произвела на меня очень большое впечатление.

П.С. Если вы вдруг окажетесь в забытом богом месте, постарайтесь построить хоть какую-то избу и окопаться, а также притащите с вашего самолета или корабля всё, что плохо лежит из еды и всего остального, и оставьте вместе с записочкой был тот-то тогда-то. Всегда может случится так после вас туда занесет какого-то голозадого робинзона и это спасет ему жизнь. Так что проявите профессиональную солидарность, как настоящие полярники.

o-r.jpg

Нон-фикшн 2022

Комментарии


Окопаться и записочку, понятно.. (натягивает валенки)


крутые ребята.
море вообще холодное. даже черное, далеко от берега, даже летом. в океане, говорят, за 2-3 минуты человек умирает.
я как-то с яхты прогулочной в море попытался поплавать - охренел от температуры воды.
"К холоду нельзя привыкнуть" (с) Роальд Амундсен
Но, блин, как же, наверное, было интересно в то время шляться по всем этим неизученным местам. Романтика, пусть и страшная.


Согласна, это сейчас мы сейчас можем ютуб открыть и видосы смотреть из разных точек мира, ну либо даже билет на самолёт купить практически куда угодно) а тогда-то, хочешь поглядеть, чего ещё есть в мире интересного, готовься к возможной смерти))

Но, насколько я поняла, кто тогда однажды поехал путешествовать, уже не мог потом без этого) потом уже обычная жизнь слишком скучная и бледная)