Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2022 г. 09:48

145

5 Именно при свете совести можно отличить искусство от поделок бездарей.

М.И. Цветаева – «Искусство при свете совести» (статья, 1932 г.)

Статья Марины Ивановны Цветаевой «Искусство при свете совести» была написана и впервые опубликована в 1932-33 годах в номерах журнала «Современные записки» в Париже.
Это значимая, по-настоящему важная работа Цветаевой, которая определяет отношение поэтессы к искусству.
Я не чувствую в себе силы объективно осветить эту работу, но всё же обращу ваше внимание на некоторые её аспекты.
Уже из самого заголовка этого трактата ясно, что совесть, а значит и Бог для Марины ЕСТЬ. Более того, это не просто вопрос личной веры. Бог – это фундамент искусства. Без Него никакое искусство невозможно в принципе.
Когда поэт пишет стихи, в него вселяется некая сила. Можно сказать, что в него вселяется само ПРОИЗВЕДЕНИЕ, которое хочет «вытечь» на бумагу ПОСРЕДСТВОМ поэта. То есть, поэт – это ПРОВОДНИК воли произведения, под которым он затем подпишет своё имя. Но, по сути, поэт это произведение НЕ сочинял. Оно уже было ДО него. Он его лишь ПРИНЯЛ.
«Поэт? Спящий». – пишет Цветаева. Поэт спит и видит сон, который затем рассказывает.
«Поэт – это ответ». – пишет автор. Ты ещё не задал вопрос, а у поэта уже есть ответ на него. Но и самому поэту этот ответ уже ДАН. Кем-то свыше.
Итак, для Цветаевой есть ТОТ мир. Есть высшие силы. Есть объективно существующая ИДЕЯ произведения, которая затем ВЫПЕВАЕТСЯ поэтом и приобретает ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ.
Это первое.
Второе: произведение искусства = произведению природы.
Цитирую.
«Искусство есть та же природа. Не ищите в нём других законов, кроме собственных (не самоволия художника, не существующего, а именно законов искусства). Может быть – искусство есть только ответвление природы (вид её творчества). Достоверно: произведение искусства есть произведение природы, такое же рождённое, а не сотворённое. <…>
В чём же отличие художественного произведения от природы, поэмы от дерева? Ни в чём. Какими путями труда и чуда, но оно есть. Есмь!»
Далее.
«Свята ли природа? Нет. Грешна ли? Нет. Но если произведение искусства тоже произведение природы, почему же мы с поэмы спрашиваем, а с дерева – нет, в крайнем случае пожалеем – растёт криво.
Потому что земля, рождающая, безответственна, а человек, творящий – ответственен. Потому что у земли, произращающей, одна воля: к произращению, у человека же должна быть воля к произращению доброго, которое он знает».
О чём нам говорит здесь Марина?
О том, что, в отличие от природы, поэт ответствен за то, ЧТО он пишет, ЧТО он ВПУСКАЕТ в жизнь. Потому что он ЧЕЛОВЕК, а значит, он ОБЯЗАН нести в мир ДОБРО, а не что-то иное.
«Итак, произведение искусства – то же произведение природы, но долженствующее быть просвещённым светом разума и совести. Тогда оно добру служит». – пишет поэтесса.
И здесь мы можем вспомнить Кроша – героя произведений Анатолия Рыбакова. Мальчик делает тот же вывод, вспоминая строки Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал».
Значит, хотя поэт и спящий, хотя поэт и не пишет произведение по своему произволу, но всё же, он несёт за него ответственность перед своей совестью.
Правда, надо сказать, что совесть поэта не вполне то же самое, что совесть обычного человека вроде нас с вами. Тут есть много нюансов, которые Цветаева пытается объяснить. Но одно всё же остаётся непреложным – поэт, писатель должны делать то, что ТРЕБУЕТ от них ВЕЩЬ, которую они пишут.
Давайте подумаем, соответствуют ли этим требованиям современные писаки, получающие за свои произведения немалые деньги?
Куда там! Они ВООБЩЕ находятся в ИНОЙ плоскости. То, что ОНИ пишут, не имеет никакого отношения к реальности ДУХА. Они ПРОИЗВОЛЬНО сочиняют галиматью, не служа ни искусству, ни Богу, ни людям.
Являются ли они писателями? Да ни в коем случае!
Кто же они? Да, никто.
Уж если они в своей профессии ничего не могут, то вряд ли они что-то смогут в чужой, верно? Ни один дворник такому оболтусу свою метлу не доверит, ибо бестолку.
В этой статье Цветаева пишет об очень многом, но я остановлюсь на этом.
Пересказывать Марину весьма самонадеянно.
Читатель должен сам познакомиться с этим произведением и дать ему высокую оценку.