Больше рецензий

14 сентября 2022 г. 16:18

367

4 Спойлер

Читал сразу после "Подземной железной дороги" Колсона Уайтхеда. И после его черно-белой агитки (сильной, спору нет) книга Моррисон кажется полномасштабным художественным полотном: с полной палитрой, с глубиной и перспективой.
История бежавшей рабыни Сэти, которая, когда её попытались вернуть назад, убила свою дочь, чтобы та не стала рабыней (а также пыталась убить ещё троих детей, но не успела). В какой-то момент в дом, где живёт Сэти, приходит девушка по имени Возлюбленная (такое же имя было и у убитой дочери) и поселяется там. До конца романа так и не понятно, то ли это воплотившийся призрак, то ли самозванка.
Но это не мистический триллер и не детектив - это причудливое и нелинейное переплетение точек зрения нескольких персонажей (Сэти, Возлюбленная, её дочь Денвер, свекровь "святая" Бэби Сагс, любовник Поль Ди). В этом клубке и мотивы взросления, и тяжелой (иногда невыносимо тяжёлой) материнской любви, и взаимной ревности дочери и отчима и, конечно же, психологическое переживание травмы рабства, которое делает человека вещью и корёжит душу как раба, так и рабовладельца. И разные персонажи переживают эту травму очень по-разному: кто-то смиряется, кто-то яростно борется, кто-то прощает, а кто-то бежит. Но избавиться от этой травмы, по мнению Моррисон, невозможно, если не смотреть честно в глаза своему прошлому.
Возможно, дело в переводе, но на мой вкус читается слегка тяжеловато (слишком нелинейное, скачущее повествование и, на мой вкус, чуть великоват объём).