Больше рецензий

15 сентября 2022 г. 07:59

224

3 Спойлер

Автор накануне Крымской войны (роман написан после неё, но до отмены крепостного права) ищет положительного прогрессивного героя и не находит его среди мужчин (Шубин - паяц, Берсенев - слишком нерешительный, Курнатовский - бездушный делец. Пожалуй, Инсаров ближе всех к идеалу, но и он не русский, у него свои интересы, да и не жилец). В итоге главным героем становится Елена Стахова, выбравшая Инсарова, а после его смерти оставшаяся верной его памяти и уехавшая на войну.
Действительно имеются пересечения с "Обрывом" Гончарова и по героям, и по некоторым сюжетным ходам.
Структура романа довольно рыхлая (в фокусе то Берсенев с Шубиным, то семейные порядки Стаховых, то дневниковые записи Елены, то Венеция и опера, о которой Тургенев, безусловно, писал со знанием дела, вот только непонятно, зачем).
В итоге читать не слишком интересно, особенно если находишься вне контекста постниколаевской, но дореформенной России, когда все вдруг занялись поисками "новых людей", которые смогут вывести Россию на путь величия и прогресса.