Больше рецензий
16 сентября 2022 г. 12:19
158
5 Героические фантазии, или Русский Конан
Рецензия«Вообще же я страшно гордилась званием «крестной матери советского Конана» и похвалялась сим достижением на каждом углу.»
(Елена Хаецкая. «Я люблю Конана». 2003)
«Все-таки, работая в сериале, следует любить не себя и свои комплексы, а главного героя. Но это — мое мнение.»
(Елена Хаецкая. «Я люблю Конана». 2003)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Эссе Елены Хаецкой «Я люблю Конана» (2003) должно быть интересно тем читателям, которым интересна Елена Владимировна и её творчество. А также тем, кто только собирается по-настоящему погрузиться в мир фэнтези: «с чувством, толком, расстановкой». Наверно, это должна быть читательская аудитория постарше. А, впрочем, как знать? Лично мне было интересно.
Во-первых, Хаецкая подкупает своей душевной откровенностью: она пишет для себя (всегда!), поэтому её честность очевидна.
Во-вторых, насколько я смогла заметить, Елена любит и уважает себя: свою личность, свои взгляды, причём вовсе не навязывая ни себя, ни взгляды окружающим. Она частенько подчёркивает, «это моё мнение», а у других – имеется своё, собственное.
В-третьих, она действительно любит Конана, а чем, как не любовью, можно объяснить создание огромного пласта конианы, или конины: 46 романов (если не ошибаюсь) вышли из-под пера Хаецкой.
Вот об этой самой любви и повествуется в эссе, или очерке.
«Любовь — вот универсальная сила, объединяющая все со всем. Любовью творится и существует мир — и повседневный, и книжный.»
Автор вспоминает, как всё начиналось: зарождение и развитие жанра фэнтези «у нас». И это после того, как лет тридцать этот жанр уже был «у них» и назывался «героические фантазии». Конечно же, в первую очередь она вспоминает отца-основателя «героических фантазий» – Роберта Ирвина Говарда и его 18 повествований о Конане-варваре. Ну, а дальше, как говорится, «пошло-поехало».
Заметки, очерки, эссе Хаецкой читать – одно удовольствие. Мало того, что написаны они с подкупающей откровенностью, так ещё и стиль изложения у Елены – простой, чистый, лёгкий, светлый (не пожалела эпитетов.) Что поделать? – Это тоже подкупающий момент.
Елена Хаецкая рассказывает не столько о своей любви к литературному, вымышленному персонажу – Конану, сколько об особенностях жанра фэнтези, сравнивая его с другими литературными жанрами. Становится понятным, для чего существует фэнтези для взрослых и почему «сказки для взрослых» любят многие, и писатели, и читатели.
Кстати, ещё я заметила, что Хаецкая-писательница и Хаецкая-читательница – это «два в одном флаконе». По-моему, хороший писатель только так и должен существовать.
«… В. О. Ключевский говорил, что «тайна искусства писать — уметь быть первым читателем своего произведения».»
Вдумчиво относясь к тому, что читаешь, будешь оттачивать своё писательское мастерство. А Елена, к тому же – переводчик. Как известно, многие переводчики, «объевшись» чужих текстов, начинают создавать свои.
Но самое главное в фэнтези (в этом я полностью разделяю мнение Е.В. Хаецкой), это любовь автора к своим персонажам:
«Любая хорошая fantasy начинается с любви — автора к персонажам. Читателю остается ощутить эту изначальную любовь создателей книги, впустить ее в себя — и попытаться взять волшебный, полный приключений мир с тем же чувством, с каким он преподносится в дар.»
По-моему, это относится к любой книге, любого жанра, если книга – хорошая. Читатель чувствует эту любовь, когда она есть …