Больше рецензий

27 сентября 2013 г. 19:25

61

2

Увы, но книга не впечатлила.

Открывала я её в первую очередь в надежде почитать о Джейн Остен и её романах через призму современности. Действительно, книга пронизана фамилией Остен. Можно было бы для интереса даже подсчитать, сколько раз упоминается это слово (к нему можно приплюсовать упоминания Остен по имени) и каково соотношение с общим количеством слов романа. Думаю, впечатляющая будет цифра! Только толку-то?

Заседания книжного клуба удивляют своей беспомощностью. Герои практически ничего и не обсуждают! Редкие реплики о сюжетах романов, о героях и об Остен как об авторе мне показались вымученными: мол, нужно же хотя бы изредка напоминать читателю, вокруг чего крутится дело. Так что Остен тут совсем не главная, хотя и утверждается иное.

Истории шести героев, вокруг которых сюжет вертится на самом деле? Ну, не знаю, не знаю. Не увлекло. Всё-то тут есть: и супружеские измены, и секс в обилии, и лесбийская любовь, и влечение к подросткам, и детские проблемы, и развод, и примирение. Не многовато ли будет? По-моему, именно что чересчур! Местами интересно, что есть, то есть, но не более того. Думаю, я очень быстро забуду перипетии сюжета - не зацепило.

Кроме того, с самого начала не покидало меня чувство некой шизофрении. Рассказ ведётся таким образом, как пишут от первого лица, но от какого именно первого лица говорит автор? Нас, мол, было шестеро: Джослин, Сильвия, Аллегра, Бернадетта, Пруди и Григг. Никто не берёт на себя роль рассказчика. Автор прикрывается неопределённым "мы". Между тем о каждом герое рассказывается что-то такое, чего не знают и не могут знать остальные. Так чьими же глазами мы смотрим на происходящее? Может, это такой новаторский приём, но меня он не впечатлил. Я предпочитаю понимать, где я нахожусь и в чьей шкуре, когда читаю. Если это автор, то это автор - он может знать о героях всё, включая их мысли перед смертью, он может смотреть на происходящее с любой точки, хоть крупным планом, хоть с вертолёта, его право. Если повествование идёт от лица какого-то героя - или текст написан в третьем лице, но так, словно автор находится постоянно рядом с одним из героев (лучший примеры в этом жанре - "Поттериана" и "Обитаемый остров"!), это совсем другой разговор. Герой не может, не должен знать всей картины! И мы видим происходящее его глазами, чувствуем его чувствами, пользуемся его воспоминаниями и суждениями (иногда неполными или даже ложными - что на самом деле весьма непростое дело для автора, но тем больше ему чести, когда удаётся справиться с такой задачей). Бывают и книги, в которых повествование переходит от героя к герою - но тогда это должно быть понятно, кто говорит и когда.

Здесь же ни то, ни другое, ни третье. С нами говорит не отстранённый автор и не один из героев и не герои по очереди - с нами говорит это самое "мы", причём в его составе пять женщин, один мужчина, две молодые женщины, две средних лет, одна пожилая, холостячка, две замужние, лесбиянка, разведённая... Голова кругом! Не понравился мне этот приём.

В конце книги прибавлены отзывы на романы Остен, а также странный раздел "Вопросы для обсуждения", где каждый из героев задаёт читателям по три вопроса, которые, видимо, как бы предполагается обсудить на заседании похожего книжного клуба. Хм, странная, честно говоря, задумка. Я предпочитаю иметь возможность самой выбирать темы, на которые мне бы хотелось подумать после прочтения книги. Хороший текст должен быть самодостаточным. Если автор считает, что чего-то не договорил в тексте и необходимо сделать дополнительные намёки - по-моему, это признание собственного поражения.

Игра "Школьная вселенная" - Первый учебный год.
Букинистика (литература).
Класс 1 "А", классный руководитель Izumka .