Больше рецензий

YanaAgapo

Эксперт

да куда же ставить запятые?

20 сентября 2022 г. 17:51

159

0 "...становилась ли дама лучше от того, что носила бриллианты?"

Если бы нужно было порекомендовать книгу, написанную фанатом своего дела, то я бы воскликнула в лучших традициях болливудских фильмов: "Джон Рёскин "Э-ТИ-КА ПЫ-ЛИ"!" И эхо от моего наигранного крика звучало бы еще минуту.

Ибо то, сколько я узнала о кристаллах, золотых листках, ржавчинах железа и стариковских шуток для маленьких девочек, поражает воображение. Не знаю, насколько интересно девочкам от 10 и старше постоянно говорить о кристаллах и пыли (пусть и информация достаточно интересно подавалась метафорически или с помощью сказок), но в 18 веке, возможно, вариантов особо не было. Потому что читать это сейчас довольно сложно и скучно. А если еще учитывать, что Профессор рассказывает о минералогии длинными монологами, так вообще:



<...>и для меня всегда интереснее (думаю, со временем вы ко мне присоединитесь) рассматривать причины, заставляющие данный минерал применять ту или иную из трех главных форм, чем останавливаться на особенностях геометрических границ кристаллов, из которых данный материал состоит. Мне интереснее, например, выяснить, почему красная окись меди, кристаллизующаяся обычно в кубы и восьмигранники <...>

Любопытно, почему автор в роли слушательниц выбрал девочек и девушек, а не, предположим, юных и бравых учащихся какого-нибудь колледжа.

Помимо погружения в мир кристаллов через метафоры и сказочные отсылки, благочестивый Профессор (ну и сам автор, собственно), одним выстрелом убивает двух зайцев сразу: и науку навязывает, и нравственно воспитывает. Так себе литературный ход, но страсть к своему делу Профессора все же завораживает. Пока он рассказывает о чистоте какого-нибудь материала, обязательно ввернет о благородстве жизни в ее устойчивости (надо же, как и у кристаллов!), о философии пыли ("мы все есть пыль, но не позволяйте так себя называть!") и о воспитании уважающей себя дамы ("...становилась ли дама лучше от того, что носила бриллианты?..").

Но так как роман все-таки 18 века, Профессор не может не быть интеллигентным старым сексистом, чтобы не посводить с ума юных девушек в диалоге, подменяя понятия и переходя из одной темы в другую, из которых они бы выходили лгуньями и грешными девочками. Не зря говорят, что люди, навязывая благочестивость другим, раскрываются совсем с другой стороны.

Из огромнейших плюсов этой книги можно отметить умение автора говорить о своей любимой минералогии так, что у читателя появляется легкий интерес.
Из огромнейших минусов отметить то, как сильно эти диалоги между Профессором и девочками похожи на зефирные фантазии одинокого старика, представляющего что девочки часами будут умолять говорить его обо всем что хочет еще раз, и еще раз, и еще раз...

Может, я и слишком предвзята к книге, что невозможно назвать актуальной, но неприятное послевкусие все же есть, как от "Писем незнакомке" Андре Моруа. Джон Рёскин вполне может рассказывать о мире со своей колокольни, как и пишут о нем в послесловии"Рёскин и песчинки Творения", но все это так старо и печально, что можно буквально почувствовать, как умирают книги...с этой книгой я это почувствовала.




Изабелла: Этот кусочек под лупой похож на тот кусочек, который мы смотрели без лупы. Если бы мы могли раздробить его под стеклом, что бы из него получилось?
Профессор: Те же листочки.
Изабелла: А если бы мы раздробили их?
Профессор: Все равно листочки.
Изабелла: А если мы раздробим их еще, и еще, и еще, и еще, и еще, и еще?