Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

22 сентября 2022 г. 18:45

910

4.5 Кода и Ода величайшего интеллигента

Последнее завершенное произведение Владимира Набокова действительно стало финальным штрихом, резюмировавшим жизнь и творчество этого величайшего писателя XX века. Безусловно, не вершинное и не "самое лучшее", но очевидно высокое и, что немаловажно в данном контексте, совершающее аллюзию ко всему профессиональному и личностному пути Владимира Владимировича. По этой причине "Арлекинов" желательно читать уже после того, как вы близко познакомитесь с предыдущими (хотя бы несколькими) текстами Набокова, его биографией и научными комментариями исследователей творчества.

– Довольно кукситься! – бывало восклицала она. – Смотри на арлекинов!

– Каких арлекинов? Где?

– Да везде! Всюду вокруг. Деревья – арлекины, слова – арлекины. И ситуации, и задачки. Сложи любые две вещи – остроты, образы, – и вот тебе троица скоморохов! Давай же! Играй! Выдумывай мир! Твори реальность!

Так получилось, что "LATH" я прочитала почти сразу после грандиозной "Ады" и это было бессознательно верным решением. Стилистически, метафорически и в определенной степени сюжетно "Арлекины" продолжают ардисовскую тему, атмосферу и философию отрады. Один из уровней базиса последнего произведения Владимира Набокова, как и в "Аде", составляют размышления о природе Пространства и Времени. Но если "Ада" главным образом сосредоточена на Хроносе как таковом, сущности Памяти и идее "здесь и сейчас, а значит вечно и бесконечно" и уничижительном отношении к Пространству, как терминологическому придатку Времени, то Вадим Вадимович, в отличие от Вана Вина (чувствуете эти Волшебные, арлекинные В.В.?) во главу угла ставит вопросы о природе Реальности. И тем не менее, личное расположение Владимира Владимировича в его немного Одоевской философии угадывается безо всякого труда.

Вторая (не по уровню, но как данность) важнейшая составляющая фундамента "Арлекинов" также уже поднималась в "Аде". И не просто поднималась, но получила широчайшее рассмотрение и демонстрацию всех уголков-локотков, каждого изящного лебедя руки - мистическая, Майринковская связь Мужчины и Женщины. Не обобщенно-доступное всем, но исключительная принадлежность определенного Мужчины определенной Женщине, предначертание, духовное и кровное родство (совершенные Супруги - Брат и Сестра), влияющее на все вокруг - начиная от жизней этих супругов, заканчивая миропорядком.

В "Арлекинах" Набоков рассматривает влияние Любви на Искусство и анализирует жизнь и творчество выписанного им В.В. через его жен. В их количестве путается сам Вадим, начиная с ардисовской Айрис он постепенно доходит до нерушимой Ты. Четыре супруги, которых три, которая на самом деле лишь одна, Та Единственная. Метаморфозы. Набоковские межлитературные Бабочки. Четыре этапа их жизненного цикла: яйцо-гусеница-куколка-имаго. Но всегда одна - суть его самого, его сестра (ср. имена), его Isis:

Кем, помимо моей собственной личности, была та, другая особа, моя суженая, верная моя?

Стадии, метаморфозы супруги к тому же выступают здесь книгами, ярчайшими Набоковскими произведениями. Литературоцентризм "Арлекинов" высок (но не настолько, как в "Аде"), деконструировать, разверстывать составляющие становится увлекательно и занятно еще и потому, что терровский В.В. не ограничивает наполняемость предметов и сущностей только единственным смыслом (н-р, "Пешка берет Королеву": верхний слой - "Защита Лужина", глубинный - "Король, Дама, Валет").

А еще саморефлексия писателя, блестящий литературный язык, интеллектуальные каламбуры и едкие остроты. Да, роман богат и блестящ. "Взгляни на арлекинов!" - бесспорная кода (и ода) величайшего литературного виртуоза и хронического интеллигента.

Сходной расцветки непромокаемый куль в кармане переднего кресла имел ничего хорошего не предвещавшую надпись "Для отходов" - вроде моей личности, которую могли бы "пустить в расход" в этой сказочной стране.
Некоторые щепетильные животные голубых кровей предпочитают пожертвовать хищнику конечность, чтобы не терпеть его низменного прикосновения.


4,5/5