Больше рецензий

cat_on_the_shelf

Эксперт

Чаще читаю малоизвестное

24 сентября 2022 г. 17:48

114

4 Муки выбора

Вы задумывались когда-нибудь, почему мы сейчас пользуемся именно айфонами и андроидами, а не, скажем, устройствами для чтения мыслей или телепатией? И почему некоторые на первый взгляд перспективные штуки оборачиваются тупиками? Роман Анара Байрамова - о предположительном будущем, но что формирует это будущее, случайность, экономическая необходимость, тренды или выбор, который лежит в основе любого осознанного решения и действия?

Событийная канва истории связана с семьей профессора. Разочарованный неудачей (не получил Нобелевскую премию), маститый профессор-генетик (по происхождению - азербайджанец) использует все свое искусство, чтобы сотворить своих детей - Фаруха и Эмили - совершенными, и, главное, бессмертными. Не важно, что за бессмертие придется заплатить фертильностью - ведь люди должны умирать, а если кто-то живет вечно, то нечего ему или ей порождать себе подобных. Фарух получает удовольствие от жизни иммортала, а вот Эмили тянется к обычным, "нативным", людям, которые загнаны на периферию и обладают статусом, подобным нелегальным эмигрантам в развитых странах - им недоступны высокооплачиваемые работы, их преследуют болезни и старение. Но зато у "нативных" есть страсть, реальный секс и возможность передать свои гены дальше, ни на что не программируя ребенка. В семье профессора есть даже верный и любимый большинством домочадцев робот Бэрримор, искусно запрограммированный под их запросы. До какого-то момента жизнь профессорской семьи протекает нормально - профессор работает с VIP-клиентами, одаряя любовью своих медсестер и помощниц, его жена, благодаря робототехнике свободная от хозяйства, проводит дни в мечтах, чтении Шекспира и прослушивании классической музыки, Фарух и Эмили учатся на специальности, еще не занятые роботами, и наслаждаются своей долгой жизнью. Однако, в один непрекрасный день друг Фаруха Николас предлагает ему рискованное приключение. Которое могло бы стать для Фаруха началом новой жизни, ведь он "познакомился" со своим тезкой - солистом группы Queen Фредди Меркюри. Но увы, его бесконечная жизнь обрывается в результате банальной аварии. А Эмили влюбляется в гораздо менее успешного "соперника" Николаса по художественному ремеслу - Сэма. Сэм "нативный" парень, любит свое творчество, девчонок и детей (в основном рисовать). В Эмили говорит голос пола и материнский инстинкт, и в конце концов она узнает, какие возможности ей предоставил отец, и погружается в "нативную" жизнь. Вот только эта жизнь оказывается по качеству много хуже "бессмертной"...

Я прочитала или, точнее, пробежала роман глазами (да, будет повод к нему вернуться) за пару часов - он недлинный и заканчивается в такой точке, которая могла быть стартом семейной саги и более подробного рассказа об "обществе будущего". Сложно сказать, входит ли такое в планы автора. Но многие моменты им неплохо проработаны. Он затрагивает как потребление мяса, так и медицину, индустрию красоты и фитнеса, вымирающие из-за введения роботов профессии (уже сейчас в тестовом режиме, кажется, в Китае юридические решения выносит искусственный интеллект). Остался в стороне вопрос войн, самой политики, которую ведут имморталы (не являются ли они своеобразным аналогом "зумеров", которые уже не так зациклены на вопросах размножения и канонов красоты - впрочем, не все). Интересно освещен вопрос домашних роботов и их судьбы после того, как хозяева по какой-то причине (надоел, вышла новая модель) от них отказались. Вопрос о человечности и гуманности не поднимается, но явно есть задел и в эту сторону - например, Бэрримор намного внимательнее и добрее Фаруха и Николаса, а Шестой после пережитой травмы меняется к лучшему, с людьми же такое происходит редко.

Из этой безусловно умной, интересной книги можно вынести по меньшей мере два вопроса для размышления (на самом деле их намного больше):

- весь ли прогресс идет на благо? (или, на практике, что лучше, таблетки для похудения или спортзал? написанные обычным способом реалистичные картины или мазня, созданная под руководством искусственного интеллекта?)
- довольны ли люди, меняя то, что у них есть, на то, что им недоступно, или лучше довольствоваться тем, что есть? (выбор Эмили это очень хорошо иллюстрирует)

Мне понравилась и тема отношения художника к детям (Сэм, на мой взгляд, типичный мужчина - и здесь я не хочу оскорбить мужчин, так как не считаю детей безусловным благом абсолютно для всех; он больше любит "сам процесс" их зачатия, дети для него - больше символ уходящей жизни, чем то, что он хочет видеть и слышать рядом с собой - каково ребенку будет в каморке художника, даже если Бэрримор будет помогать?), и отлично подмеченная тема хрупкости естественного, без модификаций и супер-поддержки, человеческого тела.

Очень своевременная книга, особенно для тех, кто любит задумываться над глобальными вопросами. Через несколько лет тренды сменятся и что-то из описанного и модного начнет уходить в прошлое. Но пока - то, что надо. Причем (спасибо автору!) без гендерных неопределенностей.