Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

30 сентября 2022 г. 14:48

1K

5 О природе зверя, королевских триллерах и сложностях поддержания читательского интереса в больших циклах

Когда берёшься за новый, огромный цикл, самое сложное – это не бросить его в самом начале. А то вечно находится что-то более срочное, и вот ты в очередной раз откладываешь второй том, постепенно забывая, что же происходило в первом. За последние 15 лет у меня столько такого надкусанного уже накопилось, что со счёта сбиваюсь. А мои наполеоновские планы постепенно всё это перечитать и продолжить, наверное, оптимистичны до фантастики. Вот и решил хотя бы Робин Хобб организованно читать по книжке в полгода. Ну да, в ту пору мне казалось, что это будет нетрудно, ведь начало было таким интересным и пошло прямо очень хорошо.

В общем, продолжение меня слегка выбило из колеи. Второй том раза в полтора больше первого, тут и фолиант толще, и шрифт убористей, так что за пару дней его нахрапом уже не одолеешь. А происходящие события делали текст ещё и не самым лёгким для восприятия. В предыдущей рецензии я уже говорил, что не очень люблю политику в фэнтези, со всей этой сложной дипломатией, подковёрными интригами и словесной эквилибристикой как на минном поле. Но тогда и акценты были смещены в другую сторону: наш герой был ещё ребёнком, его не особо посвящали в сложные материи, к тому же всё происходящее подавалось через призму его относительно детского восприятия, основной же сюжет крутился вокруг учёбы и взросления, изучения замкнутого мирка Оленьего замка. А сейчас ребёнок уже вырос, прошёл, так сказать, через первый экзамен, понял, какой ад царит в королевском семействе, а соответственно – и в королевской политике, потому что, увы, там всё со всем связано, и дело уже принимает нехороший оборот. Ничего не могу поделать, мне было не очень интересно читать о разборках герцогств, пусть и спровоцированных нашествием зомбарей. К тому же персонажи постоянно с кем-то контачат, постоянно куда-то ездят, а ты не можешь понять, куда, как далеко – потому что карта в книге настолько унылая и кривая, что половины упоминаемых городов там просто нет. Никакой другой карты мне найти не удалось в принципе. Похоже, это единственный вариант для всех изданий, и я не понимаю, как Хобб могла удовлетвориться такой халтурой.

К счастью, это не сильно испортило впечатления, написано всё равно так, что не оторваться. Манера повествования по-прежнему захватывающая и чем-то неуловимо уютная, хоть и творятся там события всё менее радужные. Но всё же внутренний мир героя остаётся на первом месте, и за ходом его мыслей наблюдать приятно. Поскольку часто бывают и обратные ситуации, я всегда отмечаю книги, в которых внутренние монологи персонажей читать интересно. Проблем на бедолагу Фитца навалилось как-то сразу очень много: тут и отношения с другими людьми, и личная жизнь, и собственное здоровье (плюс связанная с этим паранойя), и уход за спасённым волчонком, и работа на кораблях, и не самые благоприятные изменения в жизни замка. Не только борьба с перекованными и разборки в королевской семье. Однако даже придворные заботы, которые я планировал читать лишь с вежливым интересом, Хобб внезапно преподала в очень необычном и захватывающем ключе. Мало того что сами по себе происходящие события всё больше напоминают медленно разворачивающийся неумолимый триллер, каждый миг усугубления которого мы видим глазами героя, так ещё и как оно всё оборачивается в итоге. В общем, это того стоило, и я даже не подумаю снижать оценку за то, что мне в каком-то там моменте было сложновато читать. Какие внезапные повороты, какой накал драмы, какая бездна самообмана, просто шикардос х)

Единственное что мне действительно не очень понятно, так это почему дар общаться с животными в этом мире так порицается. Ведь телепатию они считают вполне себе благородной магией. Чем в этом плане животные хуже людей? Можно, конечно, сделать робкие предположения на основе общения Фитца с волком. Если постепенно он зверёныша учит и пытается как-то доминировать, то постепенно всё больше сливается с ним сознаниями. И в человеке становится куда больше от зверя, он прогибается под волка, принимает законы и психологию стаи. Нюанс лишь в том, что волк оказывается куда разумнее Фитца и фигни ему не советует. Ну ладно ещё дикий хищник, тут свои контексты. А почему с домашними собаками-то запрещали контачиться? Надеюсь, со временем это объяснят.
А ещё мне наконец-то стал понятен смысл названия – кто же такие эти элдерлинги. Правда, в их личности пока тоже больше загадки, но я и тут надеюсь на раскрытие темы. В конце этого года буду читать последний том трилогии :з

Комментарии


Ну вообще в первой книге Баррич вроде как объяснил, почему Дар порицается, там еще такой монолог красочный был про "арарар а вот принесешь в постель к своей леди переживания возбужденной своры из-за текущей суки, тогда узнаешь". Хотя во втором томе Фитц где-то в предисловии к какой-то главе сказал, что риски слиться с животным из-за Дара кажутся ему преувеличенными, а потом еще что Баррич якобы почти признался что у него была склонность к Дару, я вот тут что-то не вкурила, где это было. Но как Вы верно подметили, детали забываются быстро, к сожалению. :/


Да-да, я тоже всё это помню, оно действительно было в первых двух книгах. И мне тоже, как и Фитцу, показалось не то что преувеличенным, а просто истерией какой-то. Почему-то не верится, что в реальной жизни это вышло бы за пределы лёгкого айяйяй и рекомендаций быть осторожнее. Но здесь же фирменная охота на ведьм. Зачем? В общем, либо мы чего-то ещё не знаем, либо Хобб перегибает палку с нагнетанием осквернённости.