Больше рецензий

9 октября 2022 г. 13:03

151

4 Жизнь всегда побеждает смерть, но какой ценой?

Идейно "Шестое вымирание" очень напомнило мне "Бетагемота", с той только разницей, что Роллинс верен себе, и у него книги значительно более оптимистичны. Однозначно он верит в человечество больше, чем твёрдые фантасты, за что Роллинс мной и нежно любим; далеко не всегда хочется читать пусть и правдоподобную, но последнюю главу истории цивилизации.

По сюжету роман довольно стандартный: сначала всё хорошо, потом случается какая-то неясная технологическая задница, и "Сигму" бросают на передовую, чтобы или остановить апокалипсис всеземных масштабов, или героически умереть. В этот раз рванула очередная секретная лаборатория, которая вяло курировалась не то МинОбороны США, не то NASA, не то ЦРУ, не то всеми сразу, и когда оттуда вылезло нечто, пытающееся убить окружающий мир в ускоренном темпе, выяснилось, что никто точно не знает, что же это такое. И уж тем более - как это останавливать.
Что, кстати, меня несколько смутило. Неужели так можно: не предоставлять отчётность под то, за что получаешь гранты на исследования? Разве сенат, комитеты и даже частные инвесторы не вытрясут из лаборатории всю душу, чтобы убедиться - эти деньги точно отобьются? Видимо, стоит списать на художественную условность.
Ну и вот пока спасатели из разных служб и спецслужб пытаются предотвратить пожирание национального парка, в котором пряталась лаборатория, а следом - и всей планеты, предлагая для этого радикальные решения вроде ядерного заряда, сотрудники "Сигмы" мечутся по миру, пытаясь найти того, кто стоял за аварией. И тут всё как обычно у Роллинса, который любит ходы в духе классики голливудских боевиков: в роли антагониста злодейское зло с манией величия и неограниченными ресурсами, которое однажды поехало головушкой и возомнило себя в праве решать за всё человечество, в роли протагонистов - известные герои и парочка случайных персонажей, которые оказываются смелыми, сильными, решительными и вот этот всё. Геройской братии приходится существенно приключаться, оказываться в Антарктиде и в джунглях, найти альтернативные формы жизни с иной основной генетического кода, даже пострадать в карантине и сильно за себя испугаться, но в конце концов они всё преодолевают.

И это прекрасно.

Фантазия Роллинса, как всегда, на высоте, приключений и опасностей он для своих героев выгружает от души, при этом за одного (а именно - за собаку по кличке Нико) даже успеваешь слегка испугаться, но не до того, чтобы от романа стало печально. События мчатся стремительно, красочные сцены погонь, перестрелок и опасных хищников, которые хотят откусить от непрошеных гостей хотя бы кусочек, сменяют друг друга как в калейдоскопе, читается легко, весело и с воодушевлением.

Единственное, что меня сильно раздражало по ходу повествования, так это внезапные вставки в стиле "Лиза знала, что такое прион, прион - это инфекционный патоген <...>"; я в принципе понимаю, что сделано это по большей части для читателей, которые прежде не углублялись в дебри микробиологии, но форма подачи довольно неудачная. Если бы все эти внезапные энциклопедичные включения были сделаны сносками, как их делает тот же Уоттс, мне кажется, читабельность текста только бы выиграла, да и лишний объём бы ушёл.
Ну да ладно.

За всем этим красочным занавесом, расписанном терминами, Роллинс поднимает довольно сложный с научно-этической точки зрения вопрос, который по-разному звучит в современной фантастике: а человечество вообще точно готово к тому, чтобы генетическое редактирование стало повсеместно доступным и могло попасть в чьи угодно руки? Точно ли хорошие идеи ведут куда надо, а не туда, куда предсказывает мудрая поговорка про благие намерения? Вдобавок Роллинс слегка сдобрил это всё критикой, и довольно обоснованной, многочисленных "зелёных", которые временами рвутся перейти к радикальным мерам "спасения окружающей среды", которые в результате не отменяют катастрофу, а просто меняют ей направление движения.

Несмотря на некоторую вычурную карикатурность, местами - даже комиксность, характерную для приключенческой фантастики, этот роман Роллинса, ИМХО, один из самых удачных, как раз потому, что в его основе лежит очень правильное сомнение, что человечество готово к собственному прогрессу в биологии. Пока одни энтузиасты выводят обратно мамонтов с птицами додо или пытаются реконструировать мозг, поражённый болезнью Альцгеймера для возвращения высших когнитивных функций, другие могут весело клепать искусственные вирусы, провоцируя новые волны мировых вымираний или новые дегенеративные заболевания ЦНС. И осознание того, что жизнь в любом случае победит смерть, и за вымиранием следует взрывной рост новых, более приспособленных, видов, вряд ли сильно утешает, если сам ты в эволюционной гонке оказываешься среди тех, кто вымер.

Возможно, конечно, "Шестое вымирание" и не образец новаторских философских идей, завёрнутых в художественную форму, но по итогам прочтения определённо есть, над чем поразмышлять.