Больше рецензий

12 октября 2013 г. 20:39

240

2

Я искренне не понимаю, почему большинство книг среди православной духовной литературы примитивны до отвращения? "Городок" - один из образцов такой литературы. И, если "новая русская культура" будет такой, как описывает ее в своей книге Чугунов, это, действительно, печально.
Духовность в этом произведении не выглядит глубокой, она выглядит наигранной и гротескной. Религиозность не осмысленна, и потому производит впечатление какого-то странного суеверия, которое вообще не имеет и не должно иметь отношение к христианству в целом, и Православию в частности. Герои же кажутся до того глупыми, что очень скоро возникает желание закрыть книгу, не засоряя сознание историей их жизни и проблем, половина из которых как минимум неправдоподобна. И,наконец, печалит то, что автор, начиная с библейских тем, переходит к темам политическим, но до того примитивны и убоги эти умозаключения, что не нужно много времени, дабы усомниться в адекватном восприятии происходящего автором.
Опять же, я не понимаю, зачем изображать провинциалов глупыми? Глупцы есть везде: и в Москве, которую особенно увлеченно поносит г-н Чугунов, и в глубинке. Но зачем же в духовной православной литературе сталкивать лбами единоверцев, пусть часть из них из столицы, а часть - из поволжского городка?
Если подвести итог, то очень грустно, что последствия издания и прочтения подобной литературы людьми, едва пришедшими к вере или находящимися на пути к ней, могут вызвать у них ненужные мысли о кореллировании между собой глупости и религиозности. Потому что религия в смысле веры - это не "Я причастился, мне хорошо!" или "Окропили святой водой - благодать!". Вера - это, прежде всего, путь к себе, глубокий анализ себя и своего жизненного пути, своего отношения к жизни. Это значительно глубже стереотипного поведения, которое почему-то превозносится в такой "духовной" литературе, которая должна быть призвана учить людей рефлексировать, обращаться к такому мощному духовному и психологическому ресурсу как религия. Мы же видим обратное: призыв к деланной простоте, предвзятому отношению к реальности и примитивизации мысли.