Больше рецензий

16 октября 2013 г. 10:17

151

4

Очень полезная, но очень сложно написанная книга. Серия "Научная библиотека", какбе, намекает... Читать вам ее, скорее всего придется со толковым словарем в обнимку. Книга для тех, кто в "имажинисткой" теме не новичок. Не испугались? Жаль. А я старался..

Об имажинизме мои познания до знакомства с опусом Томи Хуттунена были довольно скудны. Я, почему-то, представлял себе, что вот футуристы - это эпатажные и разбитные хулиганы, только и знающие, что шокировать публику на литвечерах своими выходками и внешним видом, а имажинисты - это непременно полная им противоположность, что-то более спокойное и не такое кипуче-бурлящее. С чего я это взял, не знаю. Наверное, Есенин на фотографиях не ассоциировался у меня с литературным террористом. И вот новость: Есенин-то, оказывается, среди имажинистов был "наименьшим", в смысле не по известности, а по вкладу в философию движения. Трудились над теоретическими вопросами, в первую очередь, Шершеневич, а потом и Мариенгоф, а вот Есенин дальше идеи о "машине образов" особо в теоретическом плане не продвинулся.

Книга Хуттунена, замечу в скобках, не столько об одном только Анатолии Мариенгофе, сколько об имажинизме в-целом. В ней три большие части. "Денди" повествует о быте "харкающих кровью шутов", их манере себя вести и держать (этот дендизм, как мне видится, - эдакое хипстерство 20го века), их богоборчестве и не в последнюю очередь об их отношении к революции. "Монтаж" - исследование особенностей творческого метода, применяемого Мариенгофом и компанией. Образ как самоцель поэта, "Каталог образов" Шершеневича, машина образов Есенина, монтаж образов, - все это дотошно разобрано. Здесь много интересных отсылок к теории кинематографа, к изысканиям Эйзенштейна, Вертова и др. на тему монтажа. Главу "Циники" будет весьма полезно прочесть всем ценителям первого и наиболее известного прозаического текста Мариенгофа.

Ну и напоследок, чтобы подогреть интерес к книге (и поднять Хуттунену продажи) - внимательный читатель обязательно узнает, почему Анатолий Мариенгоф, автор вот таких революционных стихов:


Кровью плюём зазорно
Богу в юродивый взор.
Вот на красном чёрным:
"Массовый террор"


неожиданно впал в немилость у советского руководства и не печатался в Союзе (вообще!) до конца 80х. В отличие от того же Есенина.