Больше рецензий

Manowar76

Эксперт

Эксперт Лайвлиба: Книжный масон

17 октября 2022 г. 13:38

2K

4

Была цель прочитать библиографию Гибсона, но так застрял на "Стране призраков" (ровно три года прошло с прочтения "Распознавания образов"), что решил скипнуть трилогию Синего Муравья и перейти сразу к "Периферийным устройствам". В том числе имея ввиду и грядущий сериал-экранизацию.
Признавая и осознавая эффект импринта, честно заявляю, что как Муркок для меня — автор героического фэнтези, так и Гибсон — отец киберпанка. Всё, что за пределами его легендарной трилогии Муравейника, идёт со скрипом. Трилогию Моста осилил за несколько лет, "Машину различий" не смог, про Синего Муравья уже написал выше. Посмотрим, как дело пойдёт с "The Peripheral". Говорят, там даже есть экшн!
Гаптика, геймтэги, луканутые, рэмбовать, митикоиды, безбаши и еще много непонятных поначалу слов.
Гибсон щедр! Он подробно показывает нам реалии не одного, а сразу двух миров будущего. Причём оба совсем непохожи на современность.
Две тысячи тридцать какой-то год. Гибкие телефоны, фабрикаторы, встроенные кибернетические системы управления солдатами, проецируемое на сетчатку изображение. Мир далёк от совершенства. В маленьком городке, где живёт девушка Флинн со своим братом-ветераном Бертоном, тотальная безработица и общий упадок. Один из немногих способов заработать — играть в игры. Но это вам не изи катку в дотку пошпилить. Некоторые миссии занимают не одни сутки и доводят до нервного срыва, другие игры просто нудны — как будто смену сторожем обрабатываешь.
Другой мир — Земля еще более далёкого будущего, примерно начало двадцать второго века. Случился некий Джекпот и человечество получило приставку пост-.
Очень хорошо и ёмко описан Джекпот, конец света:



"Ни столкновения с кометой, ни глобальной ядерной войны. Просто всё разом на фоне меняющегося климата: засухи, нехватка воды, неурожаи, пчелы пропали окончательно, численность ключевых видов катастрофически сократилась, исчезли последние высшие хищники, антибиотики стали помогать еще меньше, чем сейчас, болезни – не одна пандемия, но отдельные эпидемии, каждая из которых сама по себе была историческим событием. И все из-за людей: сколько их было, как они себя вели, как меняли окружающий мир."

В будущем — глубокая работа с геномом, новые виды домашних животных, подвижные татуировки, нанороботы, визуализация данных, похожая на магию, и, главное, периферали — искусственные или настоящие люди, созданные или арендованные для телеприсутствия. Арендовал тушку любого гендера в любом месте — решаешь проблемы, развлекаешься. Похожее было в "Суррогатах" с Уиллисом.
Реалии второй ветви поначалу непонятны. Зато Уилф Недертон — очень гибсоновский персонаж. Пиарщик-выпивоха. Похмелье и гостиничные номера. Работает то на селебрити, то на друга, русского клептарха. Ну куда же без бэд рашнз.
Постепенно вырисовывается связь между этими двумя срезами будущего. Невероятная взаимосвязь подаётся вскользь, как нечто обыденное, и потом к объяснениям возвращаются неохотно, понимая, что концепция шита белыми нитками.
Так как взаимосвязь выясняется довольно быстро, не буду считать это спойлером: мир Флинн и Бертона — своего рода симуляция, где люди из будущего имеют практически неограниченные возможности. Но одновременно это и реальный мир, который из-за вмешательства из будущего пойдёт другим путём. Но изменения не коснутся будущего, так как при вмешательстве создается параллельное измерение.
Гибсон хорош в футурологичных приметах времени. Декорации очень плотные и живые. Герои в романе тоже достоверные: приземлённые, со своими проблемами и тараканами. И даже эпизодические персонажи не выглядят картонными.
Неспешный и обстоятельный сюжет к середине тома начал испытывать моё терпение. Сегодня толко прочитал, что одним из писательских приёмов, создающих напряжение в триллере, является малая длина главы. Гибсон с упоением следует этому принципу: на четыреста сорок страниц — сто двадцать четыре главы. В среднем три с половиной страницы на главу. Но от этого ни действие не движется быстрее, ни какого-то саспенса не появляется.



"...комбинированный писсуар-раковина, который, видимо, мог служить и унитазом."

Наконец-то, в двадцать втором веке, додумались до давно напрашивавшегося изобретения.
Видно, что писателю крайне понравилась идея перифералей, и он, с жюльверновской дотошностью, рассказывает нам все нюансы и дроубэки пребывания во взятом на прокат теле.
Очень своеобразный взгляд на отношение с миром-симуляцией. Или не симуляцией? На самом деле неясность со статусом мира прошлого — самая царапающая вещь. Супердетектив Лоубир выходит на контиумиста-садиста, из раза в раз подталкивающего миры-срезы к убийственным войнам, просто из удовольствия и рази получения чертежей невероятный орудий смертоубийства. Садюгу находят через неделю мёртвым. С одной стороны — наказана жестокость; с другой — чувак просто мог воспринимать миры-срезы как партию в компьютерной стратегии.
На самом деле ответ на этот этический вопрос дал Бэнкс в "Несущественной детали": если даже мир всего лишь симуляция, если в нём есть разумные и чувствующие существа, относиться к этому миру надо, как к настоящему. Не отключать симуляцию, не причинять вреда жителям мира.
Гибсон писатель-интеллектуал, полностью стоящий на левых демократических ценностях: тут у нас и смена пола, и алармизм по поводу изменения климата и ухудшения экологии.
Очень хороший футурологический роман. Дай бог, чтобы и сериал удался.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)r80-x-green.png