Больше рецензий

22 октября 2022 г. 08:31

139

2 Никакой методики воспитания, просто сборник рассказов воспитателя

Книга претендует на то, что рассказывает о механизмах адаптации ребёнка к садику и роли родителей в воспитании ребёнка. Как гласит реклама, "российская методика воспитания, которую оценили мамы по всему миру".



На вопрос: «Продолжать ли водить?» сразу хочется ответить «Нет». Потому что, когда садик объективно нужен, без садика никак не обойтись, такими вопросами не задаются. При потребности в садике вопрос звучит: «Чем помочь ребенку?»

Книгу я приобрела, когда повела дочку двух с половиной лет в детский сад. До этого читала у Анны Быковой книгу о самостоятельном ребёнке и даже почерпнула оттуда несколько рекомендаций. Однако здесь всё совсем не так.

Язык книги очень простой, а сама она тонкая и поддаётся прочтению за два часа. Автор, мама, психолог, блогер и воспитатель умеет написать лёгкий текст, чем и привлекает читателей.

Как блогер, автор вовремя вставляет цитаты, которые так и хочется выписать себе (здесь в цитатнике изложены во множестве). И они действительно хороши, вот только вторичны. Всё это я уже читала у Людмилы Петрановской, Евгения Комаровского и других. Новых мыслей или оригинальных методик в данной книге не нашла.

Книга представляет собой сборник рассказов о новых детях, пришедших в коллектив. При этом обозначается проблема (например, ребёнок не понимает отказ), но не обговариваются пути решения. Никакой именно методики воспитания нет и в помине.

В качестве рекомендаций для адаптации в садике автор на одной (!) странице даёт список действий, который я бесплатно и гораздо более подробно получила на собрании в детском саду. Что ж, как воспитатель, видимо, просто взяла информацию у методиста организации.

Автор сама себе противоречит. Пример. В начале книги пишет о том, что маме ни в коем случае нельзя заходить в группу. Обосновывает это (кстати, словами нашей заведующей, в чем изюминка-то автора?). А в конце книги рекомендует маме пойти вместе с ребёнком в группу и изучить все игрушки и т.д.

Часть информации от "психолога" напрягают своей неоправданностью. Например, автор однозначно пишет, что выбор чёрного цвета плох, это означает непорядок психики или во взаимоотношениях с другими членами общества. Но если вы откроете любую статью о выборе детьми цветов для рисования, то никакой категоричности там нет. Тот же чёрный дети до трех лет выбирают лишь потому, что он контрастный по отношению к белой бумаге. Тревожиться по этому поводу не надо.

К тому же автор совершенно не понимает, что такое социализация, считая, что это исключительно система норм, которую просто надо изучить.



Разве без детского сада нормальные родители не научат своего ребенка нормам поведения в обществе? 

Целевая аудитория не ясна. То автор бросается писать главы для мам-воспитателей (согласна, такие есть, но вряд ли большинство, это узкая направленность текста и, соответственно должна занимать или минимум места, или вообще быть отдельной книгой для тех, кому это надо), то вдруг появляются главы для воспитателей (например, с советом ставить разных детей в разные спектакли. Или о наказаниях. Совет очевидный, а родителям эта информация ничем не помогает). То главы о мамах-домохозяйках, которым детский сад не нужен (но книгу-то приобрели те, кому нужна адаптация в детском саду, а не рассуждения о необходимости детского сада). Автор пытается охватить всех и вся, но, в итоге, не может изложить полноценной методики, так как просто даёт отдельным категориям людей разноплановые советы.

Теперь подходим к главному. В книге нет никакой систематизации или структуры текста. То мы читаем текст для родителей, а он плавно скатывается в информацию для воспитателей. То читаем о малышах двух лет, а советы вдруг оказываются для 4-5 лет. Методики в этой книге нет и в помине.

Резюмирую моё видение:

1. Оригинальной, а на деле вообще какой бы то ни было методики воспитания в книге не изложено.

2. Советы взяты частью у методистов детского сада, частью - из книг более маститых коллег. В частности, Людмилы Петрановской и Евгения Комаровского.

3. Часть рекомендаций откровенно вредны, либо неисполнимы, либо показывают непонимание автором азов психологии.

4. Язык панибратский, мне такое отношение к читателю автора-психолога, который пишет о серьёзных вещах, не нравится.

5. Автор не знает, для какой целевой аудитории пишет, так что вы получите много бесполезной информации.

Положительные стороны:

1. Вы увидите, что у других родителей бывают схожие проблемы с вами, вы не один. Но не узнаете, что делать.

2. Вы увидите закулисье одного конкретного детского сада. Что, в принципе, интересно родителям, только начавшим знакомство с детским садом как явлением.

Книгу совершенно не рекомендую. Если вы хотите получить полезную информацию или методику воспитания, эта книга не для вас. Не понимаю множества хвалебных отзывов - видимо, работает имя автора, прославившегося книгами "ленивой мамы".