Больше рецензий

22 октября 2022 г. 22:53

60

4 Механический кот в механическом городе

Дочитала фантастическую историю о механическом коте-оборотне в стиле стимпанка и в жанре New adult. В ней котик по имени Китен то упорно пытается стать демонологом, то стремится (не) попасться на глаза возлюбленной, то немного просвещает нас, читателей будущего, об устройстве мира во времена его молодости.

Делает он это периодически настолько непоследовательно и так погружаясь в состояние прошлого себя, что я несколько раз терялась и ближе к середине и вовсе обнаружила, что не доверяю рассказчику. Он говорит: «Я понял, что Х». Оказывается, что случилось нечто Y. Факты те же, трактовка ошибочна. Более того, он и сам вроде как не понимает, что происходит. Где сон, где явь, где прошлое, настоящее, будущее, где их вариация. Из-за этого мир вокруг него хаотичен, всё время что-то рушится, ломается, идёт не по плану. Страдает кот, страдают окружающие.

Идеальная цитата из самой книги для описания событий и стилистики первой части: «…у него в голове кисель со студнем, и он понятия не имеет о смысле своих телодвижений».

При этом в плане сложности повествования к языку у меня вопросов нет. Язык понятный, местами выспренный, пафосный, местами простой как пять копеек. Здесь то заводят патетичные диалоги, то саркастично шутят. Конечно, были непривычные детали: слово «шуйца» в значении близком к слову «медсестра», формулировки вроде «отдал знак неопределённости», — но в целом проблем не возникало. Описки и опечатки есть, но не в огромных количествах, хотя за них глаз цеплялся, когда я теряла нить повествования.

Что до героев и самого повествования, поначалу мне всё представилось неким театральным спектаклем, чем-то вроде комедии дель арте с масками или кукольного театра. Было сложно погрузиться в абсолютно непонятный мир, где органика считается мёртвой, а механика живой. Было трудно понять, кто все эти демоны, как и сколько живут люди-механоиды. Сколько тянется месяц и сколько у местных жителей было времени до этого. Периодически шла речь о поколениях.

Не всегда улавливала, куда мы вдруг переместились, откуда вдруг взялись статисты и тому подобное. Особенно в самом конце. В моём варианте издания, назовём его так, после финала идут ещё две главы, в которых повествование вдруг перескакивает безо всякой связи на некоторое время вперёд. При пересмотре заголовков оказывается, что это кусок другой книги, для затравки. Мне показалось странным ходом. Меня это скорее сбило с толку, а то, что это именно другая часть, а не существующая в мире героя книга, я узнала из группы автора, немного пошерстив статьи. Да, «Сны Зимы» — часть цикла «Демонология и я». Как я понимаю, ещё не дописанного. Цикл, в свою очередь, принадлежит к более крупной вселенной, по которой пишут музыку и другие книги и рассказы, а ещё кино снимают.

Представление о самом мире кое-как ближе к концу сложилось, хотя в начале недоставало объяснений, что же такое «ликра», «войра», «ополоски» и прочее. Для погружения в мир… Даже не знаю, слишком много всего и сразу усложнено? Или это проблемы моего личного восприятия.

Любопытна сама идея мира с одушевлёнными городами-механизмами, самопреобразующимися домами, овеществлёнными Снами как результатом влияния демонов на мир. Красиво показаны сцены со множеством несущихся куда-то вроде как живых поездов.

При этом нет ни одного героя, который бы мне понравился. Китен, он же Кот, он же Пушистик, и вовсе вызвал омерзение своим поступком в адрес Тайлы в поезде. Может, это тоже было частью сна, но тут грань тонка, слишком тонка… Демоны не лучше, но от них я как-то и не ожидала моральности, что ли. Они же боги или полубоги, у них другая мерка. Да, вот, в целом это и правда напоминает историю кого-то вроде олимпийцев. Ещё мне книга напоминала по впечатлениям то «Хроники Амбера» (и дело не только в названиях, хотя и в них тоже), то «Убик», то «Нейроманта».

Правда, отмечу очень классную штуку: наблюдая за Китеном ты веришь, что он оборотень-кот! Он паникует как ваша кошка, увидевшая пылесос, он требует открыть дверь и замирает посреди прохода, он разбивает дорогую вам вазу, взлетев в кошачьей бесячке на сервант. При этом он же ластится и строит глазки, надеясь, что пронесёт, что ему перепадёт чего-нибудь хорошего. В этом плане очень живой и прикольный герой.

Здесь всё трагично. Здесь нет спокойствия и счастья. Здесь активно развиваются темы выбора и любви. Выбора в собственной жизни и влияющего на судьбы мира. Любви романтической, плотской, братской, семейной. Любовь того же Китена показалась мне, хм, юношески-максималистичной? Насильной? Жестокой? В общем, не самой приятной и светлой.

Как итог, я не получила от книги большого удовольствия. Может, сказалась болезнь, может, полное незнание мира до этого. Если вам нужно лёгкое, не заумное чтение на вечер, не берите. Если любите копаться, сопоставлять факты, выуживать зацепки, познавать мир с отличной от нашего логикой или просто можете спокойно нестись по волнам хаотичного местами повествования — вперёд, пробуйте! Сама я хочу ещё почитать какие-нибудь рассказы этого же автора, но делать это буду с осторожностью. Возможно, для начала пройдусь по статьям в группе, чтобы набраться контекста.

Написано в рамках марафона #лит_рид.

Оригинал рецензии в «Котелке электронных чернил».