Больше рецензий

26 октября 2022 г. 20:24

345

5 Сыграй мне коктейль и пойдём танцевать скосиглаз

Ранее я высказывалась о книге Бориса Виана «Красная трава», полной сюра и смыслового подтекста. В «Пене дней» этого не меньше, но, надо сказать, все подается более мягко и игриво. В начале.

Например, знакомы ли вы со звуком поцелуя в плечо? Танцевали в стилях скосиглаз, вывих и озноб? Пили музыкальные коктейли, созданные пианоктейлем? А может быть вы как главный герой подстригаете веки, чтобы придать взгляду таинственность? Однако, вот печаль, они быстро отрастают. Боис Виан намеренно рисует наивный, сказочный, детский мир, погружая в него главных героев, чтобы снова показать основную проблему – противостояние внутреннего и внешнего миров.

Большую роль в произведении играет подвижность и изменчивость пространства под влиянием героев. В этой книге оживает все: скругляются стены, затягиваются разбитые окна, отрастает кожа, цвета перебегают с одного предмета на другой. Внутренний мир героев, то, что они чувствуют душой и телом, проецируется на окружающие их предметы.

Пространство всегда оппозиционное: "свое-чужое" (внутренний мир, семья, друзья – внешний мир, общество, власти), "дети-взрослые". В мире, который создают герои, солнечно, просторно, тепло как в сюрреалистическом сне. Отгораживаясь от реального, жестокого, хмурого мира, они все равно не могут противостоять реальности, потому что находятся в ее центре. Вражда пространств неизбежно приводит к поглощению холодным враждебным миром ненадежного теплого. И чем больше чужой мир вторгается в пространство героев, тем страшнее необратимое разрушение.