Больше рецензий

feny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 октября 2013 г. 17:14

688

4

Это не рецензия, а попытка разобраться в собственных мыслях.

Весь роман состоит из фрагментов, в которых один герой сменяет другого, затем вновь оказываясь в поле зрения автора и читателя. К числу главных героев можно отнести Бетховена, Жана-Батиста Изабе, французского художника-портретиста (за это открытие спасибо автору, совершенно неизвестная мне личность, - даже пришлось искать дополнительную информацию), граф Андрей Разумовский. В качестве второстепенных персонажей немало других исторических личностей, мелькнула фигура Дантеса, не названного правда по имени, но зачем, - несколько штрихов и портрет узнаваем.
Почему и по какому признаку объединены все эти люди? Нельзя сказать, что герои не взаимосвязаны, каждый их них является как бы звеном, каждая встреча чем-то обусловлена и предопределена.
Символична здесь фигура Изабе, художника предпочитающего миниатюры, считающего их высшим достижением. Миниатюра здесь как символ фрагментарности жизни и истории: от малого к большому, от единичного к обобщению.

История в понимании автора – это человеческие судьбы, последовательно соединяющиеся и пересекающиеся во времени и пространстве, цепляющиеся одна за другую, растущие в геометрической прогрессии. Здесь Алданов созвучен Торнтону Уайлдеру, утверждающему в своем романе «День восьмой», что история это «цельнотканый гобелен», сотканный самой жизнью.

Заставляет задуматься и название романа. Отнести его можно было бы в первую очередь к Бетховену. Но учитывая, что создал он только девять симфоний, десятая это опять символ, и не только по отношению к нему.
Как я понимаю, десятая симфония – это жизнь, и кто ее создатель?!

Комментарии


История в понимании автора –
это человеческие судьбы,
последовательно соединяющиеся
и пересекающиеся во времени и
пространстве, цепляющиеся одна
за другую, растущие в
геометрической прогрессии.


+1!