Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 октября 2022 г. 22:51

4K

5 Дожить до XXXX года

Эта книга зародилась в 1937 году, через год после того, как меня арестовали.

Ольга Адамова-Слиозберг писала, что эта книга жила в ней все эти годы. Долгие, бесконечные годы, проведённые в лагерях и в страхе. В страхе не дожить, никогда больше не увидеть двоих своих детей и стареющих родителей, в страхе быть пойманной за нарушение режима, предписанного врагам народа, которые уже отбыли свой срок.

Её «Путь» - это история борьбы за выживание и затем за восстановление справедливости. Ещё это история о людях, человеческих взаимоотношениях, которые играют важную роль и на Колыме. В любой географической точке можно встретить удивительных людей.
Иногда безмерность боли вокруг усиливает решимость не сдаваться, вопреки морозам, голоду и тяжкому труду.

Если раньше мне казалось, что, потеряв детей, я не смогу ничем в жизни интересоваться, то сейчас огромность горя, окружавшего меня, заставила выйти из погруженности в собственную судьбу и задуматься о других людях.

Когда в той, прошлой жизни няня детей мемуаристки рассказывала, что её семью раскулачили, для Ольги это ощущалась как что-то инородное. В жизни молодой женщины, работника наркомата, и её мужа, доцента университета, всё казалось понятным и ясным. Услышанная история о семье, которой советская власть, получается, сломала жизнь, потрясла Ольгу. Спустя время автор этих воспоминаний чётко осознает, что не бывает щепок, которыми якобы можно пожертвовать для эфемерного общего блага. Нельзя не обращать внимания на сломанные жизни и делать вид, что это так, неизбежные издержки построения светлого будущего.

В 1936 году её мужа арестовали, а вскоре пришли за Ольгой. Далее были следствие, быстрый суд и приговор. Восемь лет тюремного заключения и поражение прав на четыре года.
Уже потом Ольга узнает, что её супруга приговорили к десяти годам без права переписки, что, как правило, означало расстрел. Ольгу из лубянской тюрьмы отправили на Соловки, где она пробыла относительно недолго…
В начале июля 1946 года она наконец покинула Колыму. Однако это ещё был не конец выпавших ей мытарств. Через несколько лет последует повторный арест и ссылка.
Только в 1956 году Ольга добьётся реабилитации. За «ошибку» системы ей пришлось отдать двадцать лет жизни.
И всё же автору этих воспоминаний, можно сказать, повезло. Она выжила, сохранила способность мыслить и творить, о чём свидетельствует данная книга.
Родители Ольги и старшая сестра окружили её детей, оставшихся без родителей, любовью и заботой.
Далеко не всех невинно осуждённых ждала такая судьба. Далеко не все смогли выйти из зоны небытия и обрести голос.
Так, по мнению Примо Леви: «В любом свидетельстве есть ещё один изъян: свидетельствуют, по определению, выжившие, а они все, в той или иной степени обладают преимуществом… О судьбе обычного лагерника не рассказал никто, поскольку ему было просто физически невозможно выжить».

Разбитая на небольшие главы книга написана легко и живо, несмотря на трагические события. Запоминаются начертенные автором эскизы человеческих персонажей, так по-разному реагирующих на несчастья.
В лагерях и на этапе Ольга встречала разных людей. Многие, оказавшись под катком «огромной машины, страшной, злой машины», продолжали верить в превосходство коммунистической идеи и непогрешимость вождя. Им казалось, что все недоразумения прояснились, если бы им только предоставили возможность объясниться. Расставаться с иллюзиями бывает весьма болезненно. Иногда бывает проще расстаться с жизнью, чем пережить крах мировоззрения.

Один из уроков, который можно вынести из этой книги, связан с тем, что не следует сводить человеческие трагедии только к цифрам. Некоторые исследователи полагают, что именно консенсус относительно количества жертв может стать базисом для примирения в обществе. Однако это вызывает некоторые сомнения. Практически любые цифры, даже если они исчисляются миллионами, можно при желании представить по-разному. В любом случае массовые злодеяния - это всегда не только о количестве жертв.

Комментарии


Напомнило книгу "Крутой маршрут"Евгении Гинзбург. Она тоже рассказала о тех, кто сидя в лагерях, всё-равно продолжал боготворить Сталина..
Спасибо, Ника, за рецензию:) Возьму книгу себе на заметку.


"Крутой маршрут"Евгении Гинзбург.

Книгу Евгении Гинзбург я пока не читала. Мне почему-то кажется, что она ещё более страшная, чем воспоминания Ольги Адамовы-Слиозберг.

Спасибо тебе за отклик, Вика! Аудиокнига есть на Литрес) Я там брала слушала.


Адамовой*


Ага, Никуш, я уже отложила себе аудиокнигу на Майбуке (у меня там подписка). Это тебе спасибо за наводку:)


Вика, надеюсь, книга воспоминаний тебе понравится) А что она не лёгкая, ты знаешь.


Я тоже надеюсь и более того хочу в скором времени приступить к ней:)


Ох, буду держать кулачки :)


За «ошибку» системы ей пришлось отдать двадцать лет жизни.

Страшно звучит - ошибка системы... 20 лет...
А люди, такие люди... каждый верит в то, что ему близко...


Ошибка, естественно, в жирных кавычках... да, страшно, когда только пытаешься себе такое представить.


Да уж... дико это все!


Первое, что приходит на ум - - искусство заголовка

Тоже, когда читала, вспомнила "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Грустно...



Практически любые цифры, даже если они исчисляются миллионами, можно при желании представить по-разному

Помню в одном учебнике экономики говорилось,что к статистике нужно относиться очень осторожно, потому что ее можно толковать по-разному. Ты не совсем об этом пишешь, но мне кажется твоя мысль верная. Нельзя сводить трагедии только к цифрам.

Замечательная рецензия, Ника! В ней все на своем месте и нет ничего лишнего. Каждое слово несёт смысл и достигает цели. Спасибо. )


- искусство заголовка

Печальное какое-то искусство... )


Тоже, когда читала, вспомнила "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Грустно...

"Крутой маршрут" я, к сожалению, не читала.
Кристин, а ты читала "Путь"? Или ты имела в виду мою рецензию?


к статистике нужно относиться очень осторожно, потому что ее можно толковать по-разному

Да, тоже слышала такое мнение со скептическими нотками о статистике. Но и без неё не обойтись. Статистические показатели позволяют получить примерное представление и сравнивать... И уже поэтому, как ты говоришь и с чем я полностью согласна, "нельзя сводить трагедии только к цифрам". От того, что они несколько меньше или несколько больше некой точки отсчёта, суть не меняется. Хотя, конечно, устанавливать количество - очень важно.
Но в целом, умение сопереживать вряд ли определяется цифрами. Да и память о прошлом, думаю, не только и не столько ими определяется.
Как писал автор книги Alec Ryrie - Unbelievers: An Emotional History of Doubt
"Atrocities are never just about numbers."

Спасибо тебе большое, Кристина! Ты, конечно, слишком добра, но



В ней все на своем месте и нет ничего лишнего.

для меня звучит как очень приятный комплимент. По-разному бывает, когда пишешь, но порой хочется выражать мысли ясно и чётко тем количеством слов, которое для этого необходимо :)


Печальное какое-то искусство... )

Да уж



Или ты имела в виду мою рецензию?

Ника, "Путь" я не читала. Имела в виду,что когда читала твою рецензию, вспомнила "Крутой маршрут" Гинзбург.



Но в целом, умение сопереживать вряд ли определяется цифрами. Да и память о прошлом, думаю, не только и не столько ими определяется.

Мне тоже так кажется.



"Atrocities are never just about numbers."

Вот вроде бы простая фраза, а поди так скажи... ты только не смейся, но я только недавно поняла, насколько труднее четко и правильно формулировать на иностранном языке, чем понимать прочитанное или даже услышанное. Наверно надо много читать на английском, чтобы лучше формулировать.

Ника, я совсем не "слишком добра";) Просто поделилась своими впечатлениями от твоего текста. Вот так я его увидела.

Но это не значит, что мне меньше нравятся более длинные рецензии у тебя. Каждая на своём месте! )


что когда читала твою рецензию, вспомнила "Крутой маршрут" Гинзбург.

А, ясно.


насколько труднее четко и правильно формулировать на иностранном языке, чем понимать прочитанное или даже услышанное.

Конечно же, намного труднее. Я бы добавила, не только правильно, но ещё если хочешь звучать максимально приближенно к носителям языка. В том же английском много идиом и слов, которые имеют несколько употребительных значений. А вот понимать прочитанное, думаю, самое простое)


Наверно надо много читать на английском, чтобы лучше формулировать.

Хороший вопрос, Кристин. Я бы сказала, что полезно и читать, и писать... и слушать, и говорить.
Как говорится, Practice makes perfect.
Но при этом не нужно стремиться к идеалу, придираться к себе или ставить себе завышенную планку. Деятельность должна приносить удовольствие, чтобы хотелось продолжать ею заниматься)
Ты вот метко отметила, что та фраза простая. Собственно, когда мы пишем на иностранном (да и на родном) языке, главная задача - максимально чётко передать свои мысли. Простота может в этом помочь... и да, простота часто бывает обманчиво лёгкой. Даже образованные носители языка могут потратить время на то, чтобы отточить свой текст (особенно если он поднимает непростые темы) и сделать его простым, логичным и понятным.

Спасибо ещё раз, Кристина)

спойлер
Лови обнимашку :)
свернуть

Я бы сказала, что полезно и читать, и писать... и слушать, и говорить.

Ну да, все навыки дополняют друг друга.



Собственно, когда мы пишем на иностранном (да и на родном) языке, главная задача - максимально чётко передать свои мысли.

Да, это так!


За «ошибку» системы ей пришлось отдать двадцать лет жизни.
И всё же автору этих воспоминаний, можно сказать, повезло. Она выжила, сохранила способность мыслить и творить, о чём свидетельствует данная книга.

Да уж, как всё относительно. И даже такой пережитый ужас может оказаться везением.



Многие, оказавшись под катком «огромной машины, страшной, злой машины», продолжали верить в превосходство коммунистической идеи и непогрешимость вождя.

Возможно, в подобной ситуации ещё и страх заставляет "прижиматься к сапогу" в поиске безопасности. И тогда срабатывает механизм идентификации с агрессором.



Расставаться с иллюзиями бывает весьма болезненно. Иногда бывает проще расстаться с жизнью, чем пережить крах мировоззрения.

Наверное, только сильный и самодостаточный человек может позволить себе усомниться в истинности своих убеждений и расстаться с иллюзиями. Ведь гораздо удобнее присоединиться к большинству "правых", чтобы не оказаться в меньшинстве "заблуждающихся".



не следует сводить человеческие трагедии только к цифрам.

Да, эмоциональный опыт погружения в конкретные человеческие трагедии может повлиять гораздо больше, чем сухие и холодные цифры.

Спасибо за рецензию, Ника! )


Возможно, в подобной ситуации ещё и страх заставляет "прижиматься к сапогу" в поиске безопасности.

Возможно... Страх и попытка что-то этому страху противопоставить.


только сильный и самодостаточный человек может позволить себе усомниться в истинности своих убеждений и расстаться с иллюзиями.

Да. Сложно позволить себе сомневаться... Да и начав сомневаться, можно, наверное, прийти к выводам, плохо сочетающимся с реальностью. Но всё равно сомнения, как иногда говорят, часто открывают путь к осознанному пониманию себя и мира вокруг. Но это в целом, не в условиях лагеря.


эмоциональный опыт погружения в конкретные человеческие трагедии может повлиять гораздо больше, чем сухие и холодные цифры.

Всё так. Насколько я знаю, некоторые авторы делают упор на цифры, так как по этому вопросу можно прийти к компромиссу, а потом уже от этого отталкиваться... Но всё равно опыт погружения и определённого соприкосновения (без претензий на какое-то особенное понимание, а иногда и вообще на понимание) с тем, что конкретный человек должен был испытывать, крайне важен. Он позволяет проявиться человеческим эмоциям сопереживания. Ну, или может помочь им проявиться.

Спасибо тебе за внимание, Людмила!)


Тоже всегда удивляюсь людям, которые хотят жить с сильной рукой. На практике это означает, что они будут жить под железной пятой, поскольку если у кого сильная рука, у него нет стимула воспринимать слабых вокруг как равных.


поскольку если у кого сильная рука, у него нет стимула воспринимать слабых вокруг как равных.

Да... а я ещё вспомнила такую присказку, что, мол, часто люди, которые сторонники сильной руки, хотят эту сильную руку не для себя лично, а для соседа.


Ахахах, истину глаголите! Я об этом совсем позабыла, но да, так оно и есть. А когда от этой руки прилетает самим, сразу такие — а мне-то за что?! А ни за что, сильная рука не разбирает дороги, кто на пути оказался, тому и в зубы по привычке.


сильная рука не разбирает дороги, кто на пути оказался, тому и в зубы по привычке.

Ага, ты виноват уж тем, что хочется мне кушать... типа того)


Один из уроков, который можно вынести из этой книги, связан с тем, что не следует сводить человеческие трагедии только к цифрам

Порой люди подсознательно измеряют масштаб трагедии количеством жертв. И если, например, в сражении погибло несколько сотен, то считается не так уж и страшно, не Сталинград. То ли, когда дело касается личных переживаний, вот уж где беда-беда.

Но следует и признать, что человеческий мозг просто не в состоянии вместить весь объем трагедии от потерь войн, репрессий.


человеческий мозг просто не в состоянии вместить весь объем трагедии от потерь войн, репрессий.

Да, не в состоянии. Но мне кажется, не нужно стараться вместить весь объем трагедии. Речь скорее о том, чтобы ненадолго соприкоснуться с опытом другого человека, пережившего свою трагедию, позволить себе выслушать его рассказ, услышать его, испытать грусть, боль за то, что чья-то жизнь оказалась вот так вот сломана. Помнить, осознавать, что похожие трагедии, параллельно с этим человеком, переживали в то время очень многие, переживали очень по-разному. Кто-то пережил, кто-то нет.


Порой люди подсознательно измеряют масштаб трагедии количеством жертв.

Вита, я думаю, что опираться на количество жертв - это один из способов осмысления. Он важен, конечно, но важны и нужны и другие способы осмысления.


Речь скорее о том, чтобы ненадолго соприкоснуться с опытом другого человека, пережившего свою трагедию, позволить себе выслушать его рассказ, услышать его

Тебе прекрасно удалось раскрыть эту мысль в рецензии.



я думаю, что опираться на количество жертв - это один из способом осмысления

Согласна, просто у этого способа есть недостаток, но его можно нивелировать вот такими личными историями. Спасибо за рассказ об одной из таких историй.


Да, способ не совершенен. Многое, наверное, зависит от того, как его прикладывать к конкретным событиям.

Спасибо, что уделила время, Вита.


Когда в той, прошлой жизни няня детей мемуаристки рассказывала, что её семью раскулачили, для Ольги это ощущалась как что-то инородное. В жизни молодой женщины, работника наркомата, и её мужа, доцента университета, всё казалось понятным и ясным. Услышанная история о семье, которой советская власть, получается, сломала жизнь, потрясла Ольгу. Спустя время автор этих воспоминаний чётко осознает, что не бывает щепок, которыми якобы можно пожертвовать для эфемерного общего блага. Нельзя не обращать внимания на сломанные жизни и делать вид, что это так, неизбежные издержки построения светлого будущего.

- я вот читаю, и думаю, как сложна жизнь, как и правда неисповедимы пути господни, как и то, что, кто был никем, тот станет всем, и наоборот.


Да...
Жизнь сложна и непредсказуема, так было и так есть.

Спасибо, Мила, что читаете.


Не за что) я читаю ваши рецензии с удовольствием)


И всё же автору этих воспоминаний, можно сказать, повезло.

Я сейчас читаю Эрих Мария Ремарк - Время жить и время умирать . Там люди, потерявшие конечности, считают, что им повезло :(


Грустное чтение... (
Читать Ремарка пока не планирую, но мысль такая была после "Ночи в Лиссабоне". Так что посмотрю на твою рецензию и/или оценку романа "Время жить и время умирать".


Как мы тут уже выяснили - всё познается в сравнении.
Сейчас читаю Светлана Алексиевич - У войны не женское лицо . Вот это действительно грустное чтение


Вот это действительно грустное чтение

Настолько тяжёлые реальные истории, мне кажется, почти всегда читать сложнее и больнее, чем любой вымысел.
А ты книгу Светланы Алексиевич читаешь глазами или слушаешь?


Слушал. Да, оказалось, что реальные истории больнее любого вымысла :(


Увидела твою оценку. Планируешь ли рецензию, не спрашиваю. Говорить о таких историях тоже бывает сложно и больно... да и оценивать их, на мой взгляд, это чистая формальность. По крайней мере я для себя это вижу так - или ставишь высший балл, или оставляешь без оценки.


Я не знаю, как писать отзыв на книгу о войне. Как ни странно, война, на которой я не был, вызывает у меня личные переживания, как будто я переживаю ее вместе с рассказчиком. Рассказать о них - это впустить всех и каждого в свой личный мир. А тема не из тех, где можно (или хочется) спрятать личные переживания за хиханьки-хаханьки.
..
Некоторым книгам о войне я ставлю 4.5. Изредко - 4.
Но, конечно, литературные достоинства часто уходят на второй план. А в этой книге, кстати сказать, их вообще нет. К счастью


А тема не из тех, где можно (или хочется) спрятать личные переживания за хиханьки-хаханьки.

Ты прав.
Насчёт отзыва, мне кажется, я тебя понимаю. Не пишется - значит не пишется. Правда, может быть, если бы ты начал записывать свои впечатления и мысли, рецензия бы сложилась. А потом ты мог бы выбрать чем поделиться, а чем не стоит.


Некоторым книгам о войне я ставлю 4.5. Изредко - 4.

Если книга о войне художественная, то я могу в принципе любую оценку поставить. Хотя тоже обычно ставлю высокие.
Но я не могу и не хочу оценивать реальные воспоминания людей, прошедших через трагедии и испытания (как вот эта книга "Путь", например) и так или иначе решившихся поделиться ими с читателями, с самыми разными людьми. В такого рода свидетельствах я не ищу литературных достоинств, нейтрального тона или документальной точности в каждом описании.