Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2022 г. 13:06

127

5 Круговорот насилия в природе, или Из жизни людей и насекомых

картинка NataliStefani



«По дороге мне хотелось сказать, что вам нужен кто-то, кто будет о вас заботиться. Но, похоже, с этим вы справились и без меня.»
(Элизабет Хэнд. «Клеопатра Баттерфляй». Рассказ. 2001)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Как и в самом названии рассказа – «Клеопатра Баттерфляй» скрывается двойное дно: оригинальное название – «Клеопатра Бримстоун» (Cleopatra Brimstone), так и само произведение имеет подтекст. Переводчик Н. Екимова, видимо, хотела привлечь внимание к тому, что главная героиня – бабочка. А то бы мы не поняли.

Написанный в стиле фантасмагории и отдалённо напоминающий «Превращение» Кафки, на меня он произвёл сильное эмоциональное воздействие. Есть о чём задуматься.

Бабочки … Бабочки … Бабочки …

Как много повсюду бабочек! И в этом рассказе, и в романах очень многих писателей … Бабочка – символ. Нежное прекрасное создание с коротким сроком жизни.

В большинстве культур бабочка – символ трансформации и красоты. У славянских народов – символизирует душу. В Китае – бессмертие. И, конечно же, бабочка – символ любви и семейного счастья.

Элизабет Хэнд, создавая свою главную героиню – Джейн, показывает основные стадии её развития (не четыре, а три), словно стадии развития бабочки: от куколки до взрослой особи – имаго.

С первых строк, когда перед читателем ещё только младенец в колыбели, возникает ощущение нереальной, сказочной красоты крыльев бабочки:

«Они двигались над ней, сверкая в солнечных лучах, словно сами были из света, подобные частицам иного, более чистого, мира, что сходил на землю прямо над её колыбелькой.»

Затем, когда ей было десять (гусеница-личинка) эфемерность красоты находит реальное – существенное объяснение:

«В тот же миг выгорело всё её существо, кожа, волосы, губы, пальцы, всё стало пеплом; не осталось ничего, кроме бабочек в её сознании…»

Жуткое потрясение и разочарование изменило сущность Джейн. К этому времени сформировался особенный интерес к энтомологии и бабочкам. А к моменту полового созревания стали происходить необычные морфологические изменения. Прелюбопытнейшее явление описывает Э. Хэнд, очень напоминающее «Муху» – фильм Дэвида Кроненберга (1986) …

По натуре сорванец, Джейн стала превращаться в красавицу:

«Когда она вступила в период созревания, природа явно вознамерилась сделать из неё красавицу. А Джейн это не нравилось. Не нравилось внимание, не нравилось, когда на неё смотрят, не нравилось, что её терпеть не могут другие девчонки.»

… Триггером, послужившим к дальнейшему развитию сюжета и реализации идеи «Клеопатры», явилось изнасилование Джейн, которая однажды пренебрегла собственной безопасностью и пошла туда, куда ходить не следовало бы …

Но. Но самое интересное, что это событие отразилось на Джейн не так, как могло бы отразиться на подавляющем большинстве обычных девушек.

Очень рано проявившийся интерес к гениталиям бабочек, доскональное их изучение и изменение в различных средах, «смягчило» её потерю девственности, словно биологический эксперимент (похожая ситуация в «Рассечении Стоуна» Абрахама Вергезе).

Но изнасилование – это всё же изнасилование! Зло призвано порождать новое зло, если ты утрачиваешь человечность и не способен прощать.

Я подошла к тому моменту, когда скоро начнут разворачиваться интереснейшие действия «Клеопатры», которые автор подаёт под «соусом» фантасмагории. Десерт, замешанный на похоти, вожделении и мести, с бабочкой вместо вишенки в виде финального аккорда способен порадовать, на мой взгляд, любого литературного гурмана.

Зло всегда возвращается. Лично я не могу смотреть на бабочек под стеклом и в рамочке. И я не одна такая в своём роде, у кого душа негодует.

Умерщвлённая красота, которую изнасиловали, поймали («Попробуй, убеги!»), прикололи булавкой и выставили напоказ. Как же тут не вспомнить роман Дот Хатчисон «Сад бабочек»? с главной темой об извращённом понятии красоты и преступном стремлении её законсервировать? Ужас!

Коллекционеры бабочек по сути – коллекционеры смерти. А ведь некоторые экземпляры их вожделения ввиду их чрезвычайной редкости стоят едва ли не целое состояние.

Примечательный финал рассказа. Всё возвращается на круги своя: закон Мироздания. На каждую «бабочку» найдётся свой энтомолог. Попробуй, убеги! Вот так-то.

Прекрасный рассказ. Для тех, кто понимает. Кстати, писательница Елена Хаецкая, как-то сказала, что читатели могут увидеть в произведении то, о чём писатель даже и не догадывался. Я с ней, безусловно, согласна: мы – читатели такие ещё мастера …