Больше рецензий

30 октября 2022 г. 14:12

193

3 Спойлер

Главный минус книги — она почти в два раза больше предыдущей, при этом содержимое осталось в таком же количестве, просто размазано еще тоньше. Опять то же упущение, что и в первой книге — практически нет реально неожиданных поворотов, что просто преступление для жанра детектива. Как будто Надежда Попова имеет какую-то общую идею, но не может ее полноценно перенести «на бумагу».

Много раз было сказано, что Курт Гессе простой человек, но вот он подмечает странность в смерти простого юноши, все махают рукой, мол, преставился сам по себе без всякой магии, но Гессе не сдается, и вдруг выясняется, что его невероятная интуиция его не подвела, и тогда подключаются более старшие и опытные следователи, которые начинают тыкать ему скрюченными пальцами в спину, мол, расследуй, но мы проследим, чтобы все правильно было, мы-то опытные, а ты зеленый юнец. Как только он вновь на что-то натыкается, его аккуратно хватают за локти, опять включают свою опытность, хотя на деле больше мешают под ногами. И при всем при этом Гессе как будто начинает над ними шефствовать. В итоге получается какая-то котовасия, в которой Гессе отдает приказания старшим, а те бегают у него на побегушках и при исполнении постоянно задевают его острыми локтями, норовя посильнее тыкнуть в ребра, чтобы не забывал, кто тут на самом деле главный. Им бы уже не пенсию, а они в следователей играют.

Маргарет с самого начала вызывала подозрения, и всю книгу ты ждешь какого-то поворота, но его не происходит, и будь это какая-нибудь короткая история, часть большей, все было бы хорошо, но вся книга посвящена именно ее истории, она в центре, прямая, как рельса. Автор второй раз использует одну и ту же хитрость, чтобы оправдать тупость главного героя: в первой книге его с толпой крестьян опоили волшебной настоичкой, а здесь наложили какие-то любовные чары, из-за чего он не мог нормально думать. Да одно только название «Трактат о любви» должно было натолкнуть на мысль о всяких приворотах и участии женщины, но, похоже, в Конгрегации служат все либо под настоичкой, либо зачарованные, раз у всех голова едва соображает. Маргарет они тронуть просто так не могут, но ведь у них в казематах простая служанка, эту-то можно расколоть, вдруг бы она выдала Маргарет, а там уже хоть какие-то основания допрашивать ее с пристрастием. Маргарет тоже не блещет умом. Если бы она не затеяла всю эту чушь с околдовыванием Гессе, на нее бы вряд ли вышли.

Предсказуемость сюжета достигла апогея в моменте, где Гессе помогает Маргарет выйти из темницы. У Гессе просто полностью отсутствуют какие-либо мысли по поводу своих поступков, никаких сожалений и сомнений, никаких размышлений о своем предательстве. Он просто превращается в деревянную куклу, дергающуюся в нужную и предсказуемую сторону по четкому сценарию. Ты знаешь, чем все закончится, просто ждешь этого момента, который оттягивается так рьяно, что начинаешь сомневаться, а понимает ли сама автор, что читатель и так знает, что Курт просто играет роль, при этом настолько блестяще, что в нем начинают проклёвываться черты Мэри Сью. А учитывая по найденным мной спойлерам, что у него какой-то невнятный «иммунитет к ментальным магическим воздействиям», я начинаю сомневаться в желании читать дальше. С одной стороны даже неплохо, что он не совсем простой человек, с другой — этот «иммунитет» дает такой простор для реализации, что очевидно желание автора придумать герою «невидимую волшебную каску» Ⓒ на случай, если в будущем ему что-то может прилететь в голову, а раз «каска» есть, то точно прилетит. Это как чеховское ружье, только чеховский бронежилет.

Автор постоянно описывает самокопание главного героя, но в самые интересные моменты как будто отворачивается, поворачиваясь обратно, когда уже все закончено. Например, при пытке того переписчика, сцены с которым какой-то бред. Он несколько часов терпел закадровые пытки, не желая разглашать какие-то не особо важные сведения, боясь, что Конгрегация его убьет, но потом все рассказывает и убивает себя сам. Получается, и рыбку не съел, и косточкой подавился. Потом еще и служанка себя убивает. В Конгрегации одни профи служат, ага. Я уже сам начал додумывать, что во всем участвует Керн (обер-инквизитор, начальник Друденхауса), а иначе как объяснить смерть двух свидетелей и стражников, которые это допустили (первый якобы заснул на посту, подозрительно), но нет, тот не при чем. Потом я думал, что их убивает Маргарет своей магией, но и тут мимо. Они просто убили себя сами просто потому что. Очень интересно (нет).

Более яркий пример: поимка Маргарет. Гессе и до этого напоминал деревянную куклу, а тут просто превратился в брусок. Сам процесс сожжения не описан вообще, хотя это практически то, ради чего все затевалось. Представьте, что вы смотрите или читаете финальную часть Гарри Поттера, и вот Гарри стоит лицом к лицу с Волдемортом, они вскидывают палочки... черный экран и надпись в духе: «Гарри победил Волдеморта, это была невероятная схватка, короче, практически хэппи энд, выключайте уже, дальше титры». Я ожидал описания, как Маргарет и Гессе смотрят друг другу в глаза, у него скупая слеза, у нее слеза, и они не знают, у второго из-за переполняющих странных эмоций или дыма... И вот ее пожирает огонь, она кричит, а он не позволяет себе отвести взгляда ни от ее мук, ни от пугающего его огня... Это я должен додумывать? «Она сгорела!» — вот финальное предложение, только авторски растянутое. Да, там вроде и про слезы что-то было, и про вкус крови на губах, но все не то. Просто автор там, где можно обойтись парой предложений, пишет по несколько абзацев, а там, где хочется подробного описания, она скудно описывает одним-двумя предложениями. Гессе с Бруно больше болтал, чем с Маргарет. Или в этом задумка? Мол, додумывай сам, что там в душе у героев! Ладно, но только автору не хватает то ли опыта, то ли умения, чтобы подвести читателя к желанию это сделать, хотя попытки имеются: «Глаза щипало, дым выжимал едкие, как кислота, слезы; в голове стоял туман, похожий на эту дымно-жаркую завесу, и тело услужливо подсказывало воспоминания — горящее нутро замка, дым, жар, неподвижность. Смерть. Вкус пепла на губах. Вкус крови на губах…» — вроде как будто то, но не то. Вроде мысли о Маргарет, но почему-то вперемешку с мыслями о самом себе и своих проблемах и воспоминаниях. В переводе на уличный язык: «Блин, как печально, что она горит. А я вот недавно сам чуть не сгорел, ужас просто, вы бы знали, до сих пор боюсь огня, как огня. Едва не помер, натерпелся страха конечно. Бедная Маргарет. У меня вон даже шрамы остались, представляете? Приходится их под перчатками прятать. Не люблю огонь, он грубый, жесткий, неприятный...» Возможно, все не так плохо, но финал оставил привкус разочарования, поэтому и пишу так резко.

7/10 — понятно, что это не героическое и не эпическое фэнтези, а довольно приземленная история, где даже магия где-то на третьем плане, а на первом вроде как именно детектив, но хочется чего-то более впечатляющего, чем пространные размышления. Раскрытие героя — это понятно, его характер, его мысли, его стремления, но этого как будто слишком много, так много, что когда его мысли в какой-то момент пропадают, чувствуется какая-то неестественность. Слишком большой концентрат героя и его мыслей, хочется, чтобы они были разбавлены чем-то еще или кем-то еще, не хватает второго героя в противовес первому, и не Бруно, который во второй книге бегает вокруг главного героя вдруг преданной собачкой по кличке «Подай-принеси». Если бы не вполне неплохой язык, это было бы невозможно читать.

Комментарии


Ой, какая хорошая рецензия! Жаль, что у вас так мало лайков


Рецензия очень точная. От книги похожие впечатления, хотя я еще не дочитала, но так долго тянется и так предсказуемо, что пошла читать рецензии со спойлерами.