Больше рецензий

31 октября 2022 г. 15:21

88

4

Цель этой книги по утверждению автора - "изобразить Гитлера в юности и показать его внутри исторического контекста" несмотря на все сложности, связанные с уничтожением "ненужных" свидетельств в процессе создания имиджа героического фюрера и стараниями Конрада Куяу, прославившегося успешной фальсификацией многотомных дневников Гитлера, слишком поздно разоблаченной. Иными словами, разглядеть в будущем фюрере не монстра и исчадье ада, а продукт своей эпохи, культурного окружения и социально-политической повестки.

Ведь, в общем-то, в плане общественного мнения и социальной повестки Гитлер ничего нового не придумывал (культ здорового тела, пангерманские настроения и непримиримый антисемитизм уже активно бродили в умах еще во времена его детства), он всего лишь вывел особенно контагиозные вирусные идеи на новый уровень, доведя до кульминации.

Работа проделана очень скрупулезно, с большим вниманием к каждой даже самой крошечной и как будто незначительной детали. Автор проштудировала, сопоставила, выверила и аккумулировала в одно целое, кажется, все возможные документальные и человеческие свидетельства того времени и места, вплоть до театральных афиш, погодных сводок, приходно-расходных и адресных книг и показаний случайных свидетелей. Особенно тщательно отслеживаются все возможные истоки и вдохновители будущей программы фюрера. Да уж, болезненный фанатичный национализм как знак отличия и принадлежности к группе в многонациональном государстве, кажется, практически неизбежен.

Между делом проводится разоблачение мифов об истоках антисемитизма Гитлера. Его любимые музыкальные исполнители - евреи. Зарубившие на экзамене в худ. академию профессора - не евреи. Якобы "залечивший" до смерти мать врач-еврей оказывается чуть ли не ближайшим другом семьи, которому будущий фюрер в благодарность дарит сделанные своими руками подарки, посылает поздравительные открытки и даже в 1937 году называет "благородным евреем" и предоставляет личную охрану гестапо. Между делом подчеркивается и то, что все благодетели, принявшие явное или косвенное участие в жизни Гитлера, были евреями. Заодно подробнейшим образом разбирается и миф о "еврейской бабушке" Гитлера. Очччень темная историйка, скажу я вам!

Читаешь и невольно возникает вопрос: как же так вышло, что мальчика-эстета с настолько сильной тягой к искусству (музыка, архитектура, рисование) занесло в диктаторы, разрушители, истребители народов? Неужели так сильно поломала психику и мораль Первая мировая война?

Я не назову эту книгу среди своих любимых, не буду ей восторгаться и рекомендовать всем подряд, но все-таки поставлю ей высший балл за действительно очень качественно проделанную работу, кропотливое тщательное исследование, грамотно и доступно изложенное и прекрасно структурированное.

P.S. На основании этой книги можно с уверенностью типировать личность Гитлера как INFJ (Провидец-Активист-Достоевский). Хотя в отечественной традиции обычно его относят к Гамлетам-Наставникам, у меня лично его экстравертность и раньше вызывала большие сомнения. Теперь все сошлось.