28 октября 2013 г. 19:38

164

4

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку". Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!!)"


Так как я пока единственный читатель этой книги, то решил, что написать пару строк надо.
Прежде всего стоит сказать, что Толстой был глубоко верующим человеком, но отрекся он от православия не потому, что вдруг перестал верить в бога, а

напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте Церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал всё, что мог, об учении Церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы.

Эти теоретические исследования и привели к написанию данной книги. Итог вы сами знаете каков - анафема.

Книга в полной мере соответствует названию "Исследование..." - здесь проводится подробнейший анализ Богословия Макария (на тот момент "самая позднейшая и полнейшая и пользующаяся наибольшим распространением"), а также упоминаются катехизисы Филарета, Платона, труды Ионна Дамаскина и др. Все претензии, которые Толстой адресовал церкви, очень подробно описаны и разобраны, а именно: троичность бога, его непостижимость или постижимость "отчасти", обожествление Иисуса, иерархия церкви, искупление грехов Иисусом и т.д. Толстой параграф за параграфом разбирает богословие, текст самого автора постоянно чередуется с цитатами из самого богословия, Евангелие (а это значит, что многие выводы Вы можете сделать сами), и в них он находит выражения

"умышленно неточные и запутанные. Слова все не имеют того смысла, который они имеют обыкновенно в языке, а какой-то особенный, но такой, определение которого не дано."


Да и действительно, часто ситуация доходит до абсурда. Как, например: "Предание и писание признаются истинными потому, что церковь признает их таковыми. Церковь же признается истинной потому, что она признает эти самые предание и писание."
или
"На вопрос мой о том, какой смысл имеет моя жизнь в этом мире, ответ такой:
Бог какой-то странный, дикий, получеловек, получудовище, по прихоти сотворил мир такой, какой ему хотелось, и человека такого, какого ему хотелось, и все приговаривал, что хорошо, все хорошо, и человек хорошо. Но вышло все очень нехорошо. Человек подпал под проклятие и все потомство его. И бог благой все продолжал творить людей в утробах матерей, зная, что они все или многие погибнут..."

При этом Толстой не говорит, что бога нет и не насмехается над верующими и верой, а просто и педантично излагает факты. Соглашаться или нет - никто не навязывает ))

Но для чтения книга не проста (но и не сложна), требует внимания и вдумчивости в то, что читаешь; порой приходилось перечитывать предложения, абзацы; при всем при этом она очень познавательна и интересна. Если хотите прокачаться по теме православия за короткий срок - это ваш выбор. Если хотите укрепиться в вере православной - ... хотя, тоже прочитайте. Противоположенное мнение тоже, порой, полезно ;)

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!