Больше рецензий

8 ноября 2022 г. 21:11

213

4 Ты политический имбецил (с)

Так как книга у меня уже очень давно, думаю, я её уже читала. Но она прошла мимо меня. Наверное, как и в этот раз. Сюжет пьесы завязан на музыкально-политических событиях Пражской весны. Рок-н-ролл меня не заводит, а история Чехословакии интересует в рамках помощи с домашкой пятикласснику - на сегодня это Мария Терезия, эпоха Просвещения. До Хартии-77 еще 200 лет. В общих чертах я знаю, что это такое и к чему там Гусак с Гавелом, тем более, что в книге обширное предисловие от Стоппарда с пояснением, что он имел в виду, и послесловие в виде диалога Млынаржа с Горбачёвым. Я честно всё прочитала, но какой-то внятной картинки в голове не сложилось. Очень люблю Стоппарда, однако в этот раз его "тонкий и точный взгляд" на события Пражской весны остался для меня туманным.



Когда я и революция были молоды, мы все были вытесаны из одного полена

Восприятие пьесы затруднено тем, что невольно сравниваешь то время с нынешним. И впечатление ( от текста) немного дикое. "Тогда и там" было... проще. Было похоже, но не до такой степени бредово, абсурдно и безвыходно. Или хорошо там, где нас нет?



Макс. Когда всё пошло не так?
Стивен. В тысяча девятьсот семнадцатом.

В любом случае, если на сегодняшнюю ситуацию в мире смотришь под лозунгом "Босх с нами", то на пьесу Стоппарда, как на утренник интеллектуалов, с вечера упившихся свободой. Их колбасит, им плохо, но они упоительно воспевают Сафо и упражняются в сравнительном анализе любви к человеку и к строю. Герои переводят коммунистические идеи на язык любви, музыки и обратно. Если честно, мне кажется, Стоппарду всё равно что переводить, лишь бы с древнегреческого или латыни. Издержки классического английского образования.

Политические размышления завязаны так же на музыке. Судя по названию, это основная тема. Музыка - не совесть народа, а его дух, интуиция. Сафо и Гомер проявляются в Сиде Барретте - все вместе они всего лишь эманации великого бога Пана. Тут можно удариться в происки дионисийского смысла произведения, но я не буду. Всё равно я не поняла, как "лесбиратура" связана с Пражской весной, а рок-н-ролл с Хартией 77.

Хочется процитировать старую проститутку: Ну, свобода... Но не свобода-свобода-свобода!