Больше рецензий

12 ноября 2022 г. 21:47

814

5

Браво, Дина Рубина!!! Превосходно!!! Как щедро ты делишься с читателем своими открытиями, знаниями, видением вещей и талантом писательницы! Редко испытываю такое удовольствие от чтения: богатый язык, сюжет с элементами таинственности и мистики, семейная драма, куклы с их историями, люди, характеры, географический размах событий: Львов, Иерусалим, Прага, Самара. Над многими фразами останавливалась, задумываясь: «…остался витать лохматый призрак нашей юности…». В скольких местах витает призрак моей юности?
Когда-то, несколько лет назад читала уже книгу, а на повторное чтение подтолкнул фильм, поставленный по ней. Правда фильм не оставил того впечатления, как книга. Главного героя Петю я не таким себе представляла: в книге он – артист, похожий на индейца, с орлиным носом, грациозный в танце, «который при своем небольшом росте, сутулости и отнюдь не классической фигуре кажется более высоким, необъяснимо более значительным и – да что там! – становится по-настоящему неотразим». И обладатель необыкновенного таланта мастера-кукольника!
Прелестное описание главной героини в книге: «Ювелирная работа небесного механика, вся, от затылка до кроссовок, свершенная единым движением гениальной руки». Чулпан Хаматова в фильме, несомненно, хороша в этой роли: хрупкая, трепетная и очень ранимая женщина.
Роман - потрясающая история о мальчике-юноше-мужчине, зачарованном куклами и их миром, можно сказать живущем в этом мире и нашедшем свою «куклу», огненноволосую девочку Лизу. В отсутствии других учителей и воспитателей у нее он просто стал создателем Лизы. Этот их потрясающий номер-танец… А затем, когда Лиза лечится от душевной болезни после смерти их сына, рожденного с болезнью под названием «синдром Петрушки», Петр создает точную, до оторопи, ее копию – куклу Эллис, с которой продолжает свои выступления перед публикой, имеющие грандиозный успех.
Меня очень впечатлила и навела на философские размышления концовка романа. Под «Минорный свинг» Джанго Рейнхардта и в декорациях Карлова моста в Праге: «Он танцевал… в забытьи, с отрешенным лицом, двигаясь так, будто и сам он – всего лишь воздух, уплотненный в плоть, всего лишь божья кукла, ведомая на бесчисленных нитях добра и зла. И, прошивая сердце насквозь, от головы его тянулась в небо бесконечная золотая нить. Что ж, он рад был этим номером как-то скрасить грандиозное одиночество Творца».
Какие слова нашла Дина Рубина! Может быть, все мы божьи куклы и ведут нас бесчисленные нити добра и зла. А это «грандиозное одиночество Творца»! Кто из нас своим существованием сможет скрасить это грандиозное одиночество? Глубокий красивый драматичный роман.
И вот танец из фильма, трагичный, с обнаженными чувствами героев: люди – не куклы.

o-l.jpg
02:46