Больше рецензий

13 ноября 2022 г. 19:01

480

0 Родина сказала «Надо»

Однажды вечером, вечером, вечером
Пересмотрел все фильмы, где играл Пореченков.
Их было сложно мне скачать, их было двести сорок пять,
Могу всех фильмов содержанье рассказать:
«Поре-еченков клёвый! Поре-еченков клёвый!..»
команда КВН «Мурманск»

Изначально роман назывался «Рота уходит в небо», потом по нему сняли внезапно выстреливший фильм. И мы имеем то, что имеем: в книге рота (та, которая в небо уходит) обороняет Косые ворота, а на обложке Пореченков — Грозовые. Маркетинг нулевых, жестокий и продажный.


Условно ее можно поделить на две части: тыловая и боевая. Создатели фильма в своем 2007-м пришли к поистине гениальному в данном случае решению: они перекроили композицию, оставив только боевую часть, а выдержки из тыловой, создающие экспозицию, дали флешбеками в моменты, когда не очень-то и ждешь. (Да, я смотрела. Папа любит боевики, а Пореченков когда-то был клевый, что вы начинаете.)

И в случае конкретно этой книги такое решение — половина успеха, потому что 169 страниц натянутой прелюдии к основному действу (которые должны были ввести нас в жизнь героев, показать, что у Косых ворот воевали такие же люди, половина — совсем мальчишки) превратились в смесь клише вечернего кино со второго канала и нравоучений, небрежно воткнутых в мысли героев.

А задумываться автору и героям очень вредно, потому что почти все их мысли (а также описания, рассуждения и иже с ними) делятся на две большие категории: рапортование («Этим не переминули воспользоваться отдельные военнослужащие, которым не по нутру были введенные ранее порядки») и мелодраматизирование («Если пуля не оборвет его жизнь, араба он достанет»). И это я не самые утрированные примеры взяла, такого там на каждой странице навалом.

Основных мыслей, проходящих красной нитью, три:

Никто не знает, зачем и почему ведется эта война. Чеченцам и русским надо бы уже перестать, но все портят наемники, которым все равно, кого убивать, лишь бы деньги платили. И кто-то исправно платит — кучка зажравшихся кабинетчиков из бывших партийных функционеров, которые перековались в демократов и теперь делят власть.

И уж тем более не знают, зачем и для чего война, бойцы роты, которым в среднем лет 20. («Как вы относитесь к этой войне?» — «Честно? Воспринимаю как нечто реально происходящее», — отвечает любимой девушке тот самый Доронин, позже возглавивший героическую оборону высоты у незнакомого кишлака.) Но Родина сказала «Надо», а приказы Родины не обсуждаются, даже если от её лица говорит вот та самая вышеозначенная кучка.

Войну на себе вывозят простые честные офицеры (чаще всего младшего звена), которых в мирное время пытаются выжать из вооруженных сил вышеупомянутые кабинетчики, карьеристы и лизоблюды. Излишняя принципиальность этих офицеров мешает лизоблюдам утверждать в армии свои порядки.

Третья с половиной мысль, любопытная лично для меня. Старший лейтенант Доронин, позиционирующийся как луч света в темном армейском царстве, на вводной беседе с молодняком говорит:

Проблема дедовщины остро не стоит, хотя с её проявлением вы столкнётесь неминуемо. Я говорю прямо и открыто, потому что мы теперь одна семья. Главное не в том, что вас будут заставлять делать всю черновую работу, а в том, чтобы это не приняло характер унижения личного достоинства человека.

Или, как потом объяснит другой главный герой, из простых, с розочкой наперевес: «По службе напрягайте, но беспредельничать не дам. Завалю, коли что». И это великолепно в своей жестокости: дедовщина неминуема, но должна касаться только служебных обязанностей. Если экстраполировать это на все сферы жизни, то... Ну да, на том стоим.

Кстати, по поводу Коли. Дуэт двух солдат — Кости Ветрова, мажора из интеллигентной семьи, и Коли Горшкова, простого сельского парня, у которого «в слове «ещё» четыре ошибки» (я вам клянусь, это не мои слова, а Доронина), — закадычных друзей, который должен был нам показать роту изнутри и одновременно то, что если надо, то все в едином порыве... Короче, вот он у Тамоникова в какой-то момент превратился чуть ли не в тандем офицера и его денщика: городская образованность и деревенская смекалочка.

Хотела в финале поныть о том, что мертвые солдаты Шестой роты заслуживают чего-то более уважительного и хорошо написанного, чем очередная попытка превратить их обреченный бой в патриотическую сказку, но страничка в «Вики» тыкает в меня словами автора о том, что это вообще не то и не про то. Но... но... вынос на обложке же говорит об «основанной на реальных событиях истории». Маркетинг, ты прекратишь?!