Больше рецензий

15 ноября 2022 г. 14:09

129

5 Издевательски смиренно и зловеще притворно

"Его послания гипнотизируют читателя всеми своими сторонами, и многословие их не столько простая болтливость, сколько прием, которым он завораживает и заколдовывает читателя, эмоционально на него воздействует, угнетает или расслабляет. Он мучитель в жизни и в своих писаниях, он также и талантливый актер с элементами древнерусского скоморошества".

Д.С. Лихачев "Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного"

Иван Грозный был непревзойденным оратором - обладал даром красноречия, богатством памяти, эрудицией и в споре никем побеждаем не был - будь то спор с равными себе или со своими жертвами.

Однажды он выступил с яркой речью перед польским посольством, и те сказали, что разум его - выше человеческого.

...

Царь сам свои речи не записывал, а наговаривал их писцам - отсюда многословие, повторы, манера спрашивать и самому на свои вопросы и отвечать.

И, конечно, ругаться. Любимые ругательства царя - вполне невинные "собака" и "пес" в разных вариациях: "пес смердящий", "бешеная собака", "псово лаяние", "собацкий", "собацкое умышление", "собацкое собрание".

А ещё "бес", "бесовский", "бесовское злохитрие", "злобесное умышление", "злобесное хотение", "злобесовские советники", "злобесный разум".

"Совесть прокаженная", "окаянный", "паче кала смердяй".

Хотя что-то в царской брани писцы могли и заменить. Да и найденные источники относятся, в основном, к 17 веку - скорее всего, они были отредактированы.

...

Царь любил быть конкретным и образным - отсюда наглядность деталей, коими он подтверждает свои измышления.

"А в Сторожевском монастыре до чего дожились! Некому и двери монастырские затворить! На трапезе трава растет!"

При чтении этого отрывка в воображении возникает картина: дверь покосилась и, скрипя на все лады, от ветра раскачивается, во дворе трава растет и даже что-нибудь цветет (хорошо бы, клевер), вокруг пьяные монахи валяются - и тут входит царь...

...

Андрей Курбский - один из видных военачальников, из близких к царю бояр.

Позднее он стал автором обширной "Истории о великом князе Московском", своеобразного жития наоборот - опрокинутого в зло.

Курбский бежал от царского гнева в Литву, и с письма Грозного к нему и началась эта переписка.

...

Стиль посланий Ивана Грозного резко индивидуален, что уже само по себе, по тем временам, есть нарушение всех литературных стилей.

Вот только читая эти послания, стоит помнить - в них реальные угрозы, реальная власть, реальная насмешка, реальная жестокость, и реальный гнев, который хоть и может смениться милостью - но кто знает, надолго ли.

"На фоне общей, характерной для средневековой безликости стиля литературных произведений стиль сочинений Грозного резко своеобразен, но он далеко не прост... В нем как бы борются разные стихии языка, различное отношение к действительности: необычайная и очень горячая искренность - со зловещим притворством, чувство особенного превосходства над читателями - со сменяющим это чувство отношением к читателю как к равному. В сочинениях Грозного сочетается стремление исправлять и наказывать силой - с желанием переубеждать и опровергать доводами разума, торжественность обращений - с просторечием и грубой бранью, сдержанность - с запальчивостью".

Д.С. Лихачев "Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного"

...

Царь любил актерствовать, особенно - пускать в дело притворное самоуничижение, и шло оно рука об руку с переодеванием и лицедейством.

Но эту игру в смирение и милость Грозный никогда не затягивал - он любил впадать в неожиданный гнев и творить внезапные казни и расправы.

...

В своих произведениях Иван Грозный, как правило, спорит - и чаще, по своему мнению, побеждает - хотя и не приводит никаких разумных доводов.

"Читая послания Грозного, иногда приходит на ум предположение, что яркостью индивидуального стиля Грозный как бы прикрывал отсутствие убедительных и аргументированных идей. В самом деле, что за "идея" - неустанно, многократно и однообразно твердить о своем полном праве творить все что угодно со своими подданными, - даже при том, если поводы к этим жестокостям явно несправедливы. Доводы только те, что творятся эти несправедливости "по прародителей своих обычаю" и что право на них утверждено якобы Писанием: "Се бо есть воля господня - еже, благое творяще, пострадати. И аще праведен еси и благочестив, почто не изволити ести от мене, строптиваго владыки, страдати и венец жизни наследити?" Долг, следовательно, подданных - страдать и терпеть даже несправедливые наказания от своего владыки, а воздаяние получать на том свете: там можно за эти муки и "венец жизни наследити", то есть стать святым мучеником".

Д.С. Лихачев "На пути к новому литературному сознанию"

...

В посланиях к Курбскому можно проследить за нарастанием царского гнева, за тем, как поначалу торжественный и официальный тон сменяется насмешками, а то и откровенными издевательствами.

Так, в ответ на обещание Андрея Курбского быть погребенным со своим - обличающим царя - письмом и явиться с этим письмом к богу на Страшный суд, а до того не показывать Грозному своего лица - царь Иоанн Васильевич отливает шуточки на предмет того, что его, Курбского, рожи никто особо видеть-то и не хочет.