Больше рецензий

17 ноября 2022 г. 23:35

175

5 Мастерство в деталях

Детектив - это не тривиальный поиск ответов на вопрос, кто же убийца. Ещё, читая Агату Кристи, я заметила эту особенность. Занимать может не только вопрос "кто?", а, например, "каким образом?" и "почему?". Само по себе хитросплетение ходов, мотивов, ролей всех персонажей. И, если не "проглатывать" текст, считая милые декадентские мотивы проходными, чтение увлечёт.

"Любовница смерти" привлекает такими кристалликами, - где-то крошечными, а где-то это целые льдинки, - которые нужно правильно сложить, но как в оригами можно получить множество фигурок. Мне доставало истинную радость, когда я постепенно угадывала: кто Иуда, сотрудничающий с журналистами? Кто шпик из Охранки? Каким образом те или иные знаки могли повлиять на потенциальных самоубийц? Случайны ли они или нет? Кто, наконец, убивал, а кто руководил? Один преступник или нет? Конечно, на некоторые несущественные вопросы ответы были даны туманные, но это не испортило общее впечатление.

спойлер
Трюк с чернильницей-богатырём и креслом угадывался уже на первых главах. Это то ружьё, которое неминуемо должно было выстрелить.
свернуть

И вот благодаря этой концентрации маленьких ребусов и создаётся повествование целиком. Психологические портреты всех персонажей прописаны чётко. И пары штрихов хватает, чтобы исключить одного и заподозрить другого. Да, даже если вы гадаете, кто шпик, а кто репортёр.

Привлекает атмосфера таинственности, чередования стихов и прозы. Поэтические образы в произведении тоже приводятся не для красоты, они вплетаются в канву детектива, атмосфера становится жуткой, в них заключены ответы на вопросы.

Но нет в романе и беспросветной тоски. Всё в меру разбавлено юмором. Вот кому мог не понравиться зловещий морс Розенкранца? :) Или пассажи Масаила Мицуевича? :))

Очень редко, когда в романах Акунина женские персонажи меня не бесят. Это тот особенный случай. Наверно, дело в том, что Фандорин в кои-то веки не выглядит глупцом, одуревшим от любви. Просто потому, что у Коломбины уже есть "суженый" и она не обращает на него должного всепоглощающего внимания.

Несмотря на некоторые глупость и инфантильность, героиня забавна, точно передаёт, как можно запудрить обычному неискушённому и доверчивому человеку мозги. Казалось, эти её фальшивая жеманность и преданность моде на сплин и имморализм не зайдут дальше суицидальных стишков и "кукольных"представлений. Но как легко потерять почву под ногами, когда умелый манипулятор опирается на знание человеческой натуры и твои слабости.

То, что Фандорина было мало, мне, на удивление, не мешало. Конечно, основные претензии всё-таки в романе я предъявлю к его образу. Не говоря о его провальчиках и провалах в расследовании -

спойлер
вот как можно было не предотвратить гибель Гдлевского (да и некоторых других)? Человек увлекающийся, юный, ранимый получает знаки от смерти. Казалось бы, беги и следи за ним! А не за шарманщиком! Не оставляй его одного! Или привлеки Масу, которому явно было нечем заняться, и тот обихаживал жену привратника в это время. Даже после погони за призраком шарманщика нужно скорее нестись на квартиру гимназиста. Нет, Фандорин возвращается домой... Занавес!
свернуть

зря, конечно, Фандорин заводит разговоры с Коломбиной о ценности жизни. Из меня, наверно, вышел бы плохой психолог в плане советов, но нужно говорить не об абстракциях вроде любви, неба, травушки. А тыкать носом в банальные вещи: тебе наскучила жизнь, но, девочка, ты элементарная невежда, которая ничего не видела! Не знаешь законов физики, химии, не интересуешься наукой, поэтому тебе легко повесить лапшу на уши. Ведь ты всё та же девочка, что верит в Деда Мороза. Ну, разве что добавить такта! Хорошо, что я не работаю психологом :)

В общем, раскрыть глаза, сводив на публичные лекции, или самому провести "чудесные" опыты, чтобы показать, насколько "гибельная и неординарная" девица поверхностна и узколоба, было просто. Но, казалось, герой делал всё, чтобы "напустить туману" и запудренные мозги запудрить ещё больше.

В целом, после заключительной главы можно вернуться к началу, и уже, казалось бы, проходные детали увидятся в новом свете. Если бы вся суть детектива состояла единственно в ответе на вопрос: "А кто преступник?" - читать догадливым или эрудированным людям было бы неинтересно, да и более одного раза никто бы не осилил, и, полагаю, детектив умер бы как жанр. Ни экранизировать его, ни перечитать. А если случайно услышал спойлер, то и открывать не стоит. Но, слава богу, это не так. И в детективном жанре найдётся своя классика.