Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2022 г. 17:20

4K

4.5 Реквизит в главной роли

«Земляне всегда вели себя так, как будто с неба на них глядит громадный глаз – и как будто громадный глаз жаждет зрелищ»

(с) Курт Воннегут. "Сирены Титана"

Всем известно, что у детей бывает воображаемые друзья. Пустяки, дело-то житейское! Переживать из-за этого не нужно. С другой стороны, поговаривают также, что с возрастом иногда развивается деменция, когда старики снова впадают в детство. Таким образом, два конца жизни соединяются и осуществляется, так сказать, круговорот детства в природе. А может быть это и называется жизненный круг? Не суть. Я не врач, но, возможно, при впадании в детство у стариков снова могут появиться воображаемые друзья. А, вдобавок к этому еще и воображаемое прошлое, воображаемая цель в жизни, воображаемая значимость. Причем болезнь эта весьма заразная и может поразить обоих супругов преклонного возраста.

Нечто похожее произошло и с нашей парой. Старик имеет какое-то Слово. Он несет человечеству Весть на протяжении всей жизни бережно, чтобы не расплескать. Жизненный путь завершается, и вот старик со своей верной старухой собирают гостей. Воображаемых. Пришло время эту Весть раскрыть. Стулья заполняются всё быстрее и быстрее. Стулья настоящие. Мы видим, что они пусты, но героям кажется иначе. Для них всё очень серьезно.

Старики настолько значимы и важны, что среди гостей даже сам Император. Тоже воображаемый. И вот, когда все гости в сборе, можно озвучить великое Послание. Для этого приходит специальный человек, ведь старик не силен в публичных речах. Человек не воображаемый, а вполне настоящий. Теперь, когда миссия стариков выполнена, можно наконец уйти со сцены навсегда.

Но вот незадача -

спойлер

Здесь могла бы быть ваша реклама.
Например-
Продам видавший виды стул
или
Пьесы Ионеско для крепкого сна и мягкого стула.
А спойлер будет снаружи.
свернуть

Пророк оказывается глухонемым. Благой вести нет, вообще никакого послания нет. А если и есть, то передать его нельзя (привет, Тютчев!). А может быть нет и никакого смысла существования. Старики прожили зря!

Спокойствие, только спокойствие! Эжен Ионеско не настолько жесток. Во всяком случае, в своем раннем творчестве (а эта, самая репертуарная его пьеса, одна из первых у автора). К счастью, на стульях нет никого, кого бы смутило отсутствие послания. Да и старики к тому времени уже ушли на вечный покой. Причем вполне счастливыми. Так что, ни хозяева, ни кто-либо из гостей не пострадали.

Произведения Ионеско взаимосвязаны. Одиночество, непонимание, бессмысленное существование кочуют из пьесы в пьесу как стадо носорогов в поисках водопоя. Может быть и Пророк в "стульях" мычит потому, что стал носорогом? И не тот ли это Император, который умирает вместе с империей? Может быть поэтому его уже как бы и нет? Да и звали его почему-то Беранже, как и последнего неносорога. Ну и сама пожилая пара. Не они ли совсем недавно бредили вдвоем? Они и здесь бредят. А может быть стариков зовут мистер и миссис Смит (они же Ивановы в моём позапрошлом отзыве)? Вопросы, вопросы...



Вот это стул, —
На нем сидят.(с)

Не всегда.

картинка Zhenya_1981

Несколько цитат

Здесь могли бы быть ваши цитаты. Но ограничимся Ионеско
---
Поздравляю вас от души, сразу видно - вы очень любимы самим собою.
---
Вы говорите о достоинстве человека? Постараемся, чтобы у него было хотя бы лицо, а достоинство – это позвоночник.
---
Начни, и все окажется возможным, начнешь жить и живешь, начнешь умирать – умрешь... Главное – решиться, и сразу мысль воплотится в слова, заработает голова, появятся устои, оплоты, и вот мы уже не сироты.
---
Видно, чем глубже вдаль, тем дальше вглубь...
---
«Дети всегда жестоки, родители одиноки, их, бедных, дети не любят и нелюбовью губят... За что их так карают? Страшно они умирают...»
---
Мне больно, у меня перелом призвания
---
... истину берут там, где она плохо лежит.
---
Он сказал: "Друзья мои, у меня завелась блоха, и к вам я хожу с единственной целью от неё избавиться".

свернуть

Комментарии


Мы видим, что они пусты

А как ты понял, что это воображаемые гости, из-за отсутствия их реплик? Ну в том плане, что в книгах ведь все воображаемое, автор мог просто не приводить ответы никаких персонажей,кроме стариков.


Старик и старушка одновременно поворачиваются и немного отстраняются, пропуская гостью-невидимку.
Они идут к авансцене, беседуя с невидимой дамой, идущей между ними.

...



Старик знакомит невидимых гостей.

...



Старики садятся, он слева, она справа, между ними четыре пустых стула. Следует долгая немая сцена с редкими
«да, да» и «нет, нет», которые произносятся очень ритмично, сначала как речитатив, потом все быстрее и быстрее,
с покачиванием в такт головой, так старики слушают своих гостей.

А, никакой загадки)


Да, ларчик просто открывался :)


Я просто начинала слушать в аудио эту пьесу, дошла до первого гостя и там не было понятно, что это воображение.Но потом отвлеклась и так и не дослушала.


Говорят, есть замечательный спектакль с С.Юрским (см. на фото :))
Он есть на YouTube. Может быть я как-нибудь посмотрю. Очень люблю Юрского. Правда, он ДАЛЕКО не дословен (или даже вообще только "по мотивам").


Да,я его как раз слушала, поэтому там не было авторских пояснений, тех, что ты привел в цитатах. Я полагала, в этом некая загадка, что прочтя все, в самом конце только поймёшь,что это не живые люди.

Прям почти как с циклом Эхо Макс Фрая у меня вышло,я случайно начала с 4 части и думала, это такой авторский стиль, что он читателя без предисловия кидает сразу на глубину;))


Понятно :)
Нет, лучше все таки с начала читать читать. И сначала читать.
А пьесу - в дословном переводе.
Фрая не читал. У меня подобная история случилась с дилогией Домбровского. Я сначала прочитал "факультет ненужных вещей" и только потом "хранитель древностей" :)


Я пьесы не люблю читать, мне кажется, они не для этого созданы) Я обычно смотрю или слушаю,а потом только возвращаюсь к печатному тексту, чтобы проверить, все ли актеры рассказали)

А тебе не мешают постоянные диалоги множества непонятных персонажей, плюс авторские пометки? Ты мысленно их разными голосами воспроизводишь?


Нет, мне не мешают диалоги непонятных персонажей и авторские пометки. Я для этого и читаю :)



Ты мысленно их разными голосами воспроизводишь?

А вот здесь ты меня застала врасплох. Подумав немного, понял, что я вообще не воспроизвожу голосов. А это что обязательно? Зачем их воспроизводить, если я глазами читаю, а не слушаю?


Заголовок классный)



"Сирены Титана"

Эти сирены продолжают манить поближе с ними познакомиться))



Да и звали его почему-то Беранже, как и последнего неносорога

Умирающего короля тоже, кажется, так звали. И правда, слишком много совпадений, чтобы в этом была какая-либо логика))



А может быть нет и никакого смысла существования.

Может, это такая аллюзия на человеческую жизнь. Людям может казаться, что их жизнь несёт в себе какую-то миссию и имеет цель, а на самом деле, всё примерно, как у этих стариков.
Хотя я в этом ничего плохого не вижу. Смысл жизни в самой жизни, на мой взгляд.

Кстати, увидела, что ты прочитал "Король умирает" и что она тебе не очень понравилась, или вообще не понравилась, или, может, понравилась меньше других пьес Ионеско)


Людям может казаться, что их жизнь несёт в себе какую-то миссию и имеет цель

я думаю, что именно это автор и имел в виду.



Смысл жизни в самой жизни, на мой взгляд.

возможно так оно и есть, но тогда это противоречит естественной нужде человека - быть значимым. (В диалоге с тобой я избегаю слова инстинкт, поскольку ты в них не веришь)



ты прочитал "Король умирает" и что она тебе не очень понравилась, или вообще не понравилась, или, может, понравилась меньше других пьес Ионеско)

правильный вариант С - понравилась меньше других :)
Но я рад, что прочитал ее. А поскольку узнал я о ней от тебя, то ... спасибо!


Я рада, что третий вариант и что пьеса про короля тебя не разочаровала)



В диалоге с тобой я избегаю слова инстинкт, поскольку ты в них не веришь

Инстинкт быть значимым?? Первый раз о таком слышу :) Прости))
Женя, если тебе интересна эта тема, ты можешь поискать инфу.
Я ни в коем случае не эксперт, но могу написать своими словами, почему мне не нравится употребление этого термина относительно людей.
Я читала, что слово инстинкт в его строго биологическом значении подразумевает импульс, которому нельзя противостоять. Люди же, согласись, в большинстве своём могут контролировать свои импульсы и нужды. Они тем более могут их контролировать, когда знают, что в противном случае могут быть наказаны.


Конечно можно и чувство голода контролировать какое-то время. Пока не умрешь. Так что уже всем импульсам современный человек может противостоять.
Не могу сказать, что мне особенно интересна эта тема. Просто вспомнил наш старый разговор.



Инстинкт быть значимым

да, звучит действительно смешно :)


Ты меня отвлёк всякими инстинктами и я забыла написать, что согласна с тем, что людям обычно хочется чувствовать себя значимыми, так же как и полезными и нужными кому-то. Естественно желать, чтобы те самые стулья оказались не пустыми. А сложиться может по-разному...
Но, как мне кажется, для этого совсем необязательно жить с какой-то миссией в голове)



Просто вспомнил наш старый разговор.

Ага, помню было дело)

спойлер
Не могу сказать, что мне особенно интересна эта тема.

Если неинтересно не смотри, но просто поделюсь на всякий случай, чтобы ты не думал, что это всё мои фантазии)) Там даётся определение инстинкту и о том, что "единственное качественное отличие человека от животного — у нас нет инстинктов".
свернуть

естественной нужде человека - быть значимым

В психологии и пирамиде Маслоу — потребность в признании.


Ну вот.
Пирамиду маслоу не испортишь.


Ау-ау-ау! Ты дома, Женя? Я к тебе в гости пришла, леденцы принесла.) И что же я вижу? Ура! Двенадцать пустых стульев! Пока никого нет, надо быстренько вскрыть и распотрошить все сиденья. Если найду там какую-нибудь истину, то радостно поделюсь с тобой. Может быть… Когда-нибудь… Если, конечно, не передумаю и не улечу в открытое окно вместе с пролетающей мимо Чайкой, прихватив с собой и плохо лежащую истину... Ведь зашла я к тебе с единственной целью – полетать. Дело-то житейское: чем дальше ввысь, тем выше вдаль. Но я, как и Карлсон, непременно вернусь. Ты только жди… И обязательно береги лицо и позвоночник! )


И тут Карлсон!!!
Спасибо, Людмила, за леденцы.


Именно за леденцы? Приятного аппетита, Женя! )))


Спасибо за очередной увлекательный рассказ о пьесе Ионеско, Женя. ) я пока ничего не читала у него, хотя в планах уже давно. Твои последние рецензии соблазняют поскорее познакомиться с драматургом )

Думаю между этой пьесой и Бредом вдвоём. Вроде они обе небольшие?


Да, обе небольшие.
Как и "лысая певица".
Так что выбирай смело хоть все три!


На мой взгляд, проблема не только в том, что и сказать нечего, но и в том, что слушать никто особо и не хочет, того что уже сказано. Человек так сосредоточен на себе, на том что он может сказать человечеству, что тратит жизнь на изобретение 'велосипеда', вместо того чтоб воспользоваться уже сказанным и лучше прожить свою жизнь.


Я вот тоже какое-то время сосредотачивался на себе (велосипеда правда не изобрел) и пропустил твой замечательный комментарий Но не только твой. Так что ничего личного.


Так что ничего личного.

Это приятно знать, правда я не спешила разобижаться, ведь знаю, что иногда ты исчезаешь из сетей лит.сайта, чтоб появиться с новыми рецензиями)


Глубоко вы копаете с месье Эженом, хорошо спелись, тёзки всё-таки...
Хорошая рецензия, впрочем, как всегда. Но мне больше всего понравился спойлер )))


Копать вместе с тезкой Ионеску - слишком большая честь для меня.
Он копает, а я только детской лопаткой ковыряю.
Спасибо за добрые слова в адрес моего спойлера!
Ему приятно!