Больше рецензий

19 ноября 2022 г. 02:25

427

5

Морские приключения, написанные от первого лица со странным открытым финалом. Фантастика появляется буквально на последних десятках страниц, причем фантастика довольно странная и как по мне, реалистические аспекты повествования здесь удались горадо лучше.
Вообще, как хорошо, что я прочитала эту книжку сейчас, а не в детстве, когда читала приключенческие романы. Потому что в детстве я бы её не оценила и вообще бы не поняла, чем оно такое крутое. А сейчас я вот читаю, у меня рядом на полке лежит Фенимор Купер, который тоже в начале 19-го века писал приключалово, откройте книжку Купера, откройте эту повесть, у вас будет ощущение, что авторы в разное время жили. У Купера старомодность прям выпирает — построение фраз, то как описано происходящее. Сразу видно, автор жил оч давно. “Приключения Артура Гордона Пима” — вот рили, не заподозрила бы, что два века назад написано, если б не знала и если б время действия не намекало на это. Из косвенных указаний — полное отсуствие женщин среди действующих персонажей, кроме статисток без реплик, хотя в целом, даже в 19 веке обычно в приключалово пытались пихнуть для галочки любовные линии, но именно в приключенческих романах нередко было так, что роли у женщин какие-то ну такие. Но вот у ГФЛ, который жил сильно позже, с женщинами тоже фигово, например. Ну и то, что прямой речи нет совсем — это опять же скорее косвенный признак, просто в наше время в такой сюжет скорее всего бы запихнули диалоги. Тут как бэ можно обосновать, что ну это ж воспоминания, но все равно, то что почти две сотни страниц и без диалогов, немного режет глаз. Зато сразу вспоминается, как ГФЛ, у которого с диалогами тоже пичально, надрачивал на По. Но вот в целом, если не считать этих оговорок, очень свежо читается, живой выразительный язык, нет той закоснелости конструкций или старомодной вычурности, которая у олдкусльных приключенцев порой очень напрягает. Отсуствие живости вообще одна из бед старого приключалова, оно щаз из-за этого уже совсем тухло выглядит зачастную и приходится делать авторам скидку, продираясь сквозь текст, а тут этого нет.
Первая половина истории, где бунт на корабле и последующее выживание, мне зашла гораздо больше, а вот там, где уже пошла фантастика ну так. Хотя на исторические справки про истории островов и экспедиции я вздрочнула. Пояснения че как делается на корабле хз с точки зрения грамотности, мне все равно было сложно понять. Там где про злобных туземцев с фантастических островов, я надрачивала первым делом на элементы реализма. А вот несуществующие животные и тп — это как-то ну не зашло и не зашло. Финал буквально обрывается и оно кнчн не оч. Если б фантастики по обьему было больше в сравнении с реалитической частью — оно бы лучше воспринималось. А тут просто странно. Тип автор только начал затирать за фантастику и все, дальше не едем? Почитала про разные трактовки финала. Мне нравится версия, что герой проник в какое-то запретное знание и потому его и настигла смерть, когда он потом пытался опубликовать свои воспоминания (а Петерс, который ничего такого не пытался, остался жив). Про черное — белое, хз, может период типика расизм, хотя я сильно сомневаюсь, что люди, которые придумывали метафоры типа “душа злодея черна как ночь” и “незапятнанная добродетель” имели ввиду что-то расисткое, так что скорее всего там что-то смешанное.
В целом, ИМХО, реалистичная часть в этой истории написана абсолютно гениально, фантастика вызывает много вопросов.