Больше рецензий

20 ноября 2022 г. 09:28

370

3

“Диалог…” формально относится к жанру пьесы, при этом таковой совершенно не является. Скорее это эссе, манифест убеждений знаменитого преступника. Пьеса была написана во время заключения автора в Венсенском замке, в который де Сад попал после того как уже заработал себе репутацию развратника и извращенца. Вероятно, у него появилось время чтобы сформулировать, как же он дошел до жизни такой. Священник пытается отпустить грехи умирающему, но нарывается на атеиста, который различными каверзными вопросами и рассуждениями доводит святого отца до белого каления. Стоит отметить, что автор немного лукавит выбрав себе слабого противника. И диалог становится скорее монологом, так не никаких толковых аргументов священник не приводит. По мысли автора свобода людей ограничена религиозными заблуждениями, которые всего лишь иллюзии воспаленного сознания. Чудеса- это ловкие трюки мошенников, а святые люди и мученики- это жертвы обмана. Далее де Сад проводит мысль, что свобода -это возможность реализовывать все свои желания, так как эти желания заложены Природой. А против Природы идти нехорошо и противоестественно. Бога нет, по утверждению автора, так как его нельзя понять, он находится вне рамок рационального мышления. А то чего нельзя понять, пишет де Сад, того не существует. Было бы логично, если бы создатель заложил в сердце человека внутренние ограничения, которые бы не позволили человеку совершать зло и грешить. А раз это не так, то можно делать всё что угодно. Многие рассказы и другие произведения де Сада посвященные именно тому, что человек преступает все нормы и законы и получает от этого только удовольствия. Никакого возмездия не наступает. Поруганная добродетель рыдает униженная и оскорбленная, а зло торжествует. Слабость убеждений де Сада увидит даже первоклассник. Он считает, что свободен от норм, но при этом является рабом своих желаний. Он считает, что может делать что угодно, но при этом покушается на свободу других людей. Желая стать певцом свободы, он остался всего лишь жалким и грязным рабом зла.