Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

21 ноября 2022 г. 12:27

270

5

Самая последняя и самая недетская сказка Гофмана. Совсем не детская, "для детей изрядного возраста", но все-таки сказка... Распределяя сказки Гофмана по возрастному цензу, я бы сказала, что "Щелкунчик и мышиный король" - для младшего школьного возраста, "Золотой горшок" - для подростков и старшеклассников, а "Повелитель блох" - для студентов. Дети более младшего возраста не в состоянии будут понять заключенных в ней метафор и оценить весь замысел. Детям эта сказка, пожалуй, покажется странной.
Тем удивительнее, что у нас эту сказку издают с иллюстрациями детской художницы Ники Гольц. Сами по себе иллюстрации бесподобны, их можно разглядывать часами, рассматривать отдельные детали. Нике Гольц блестяще удалось передать дух старых немецких городов (в данном случае, Франкфурта-на-Майне), воплотить причудливые и гротескные образы гофмановских фантазий, мне безумно нравится у нее мастер-блоха. Гофман, как и Андерсен, видел чудеса в обыденном и наделял обычные вещи фантастическими свойствами.
Как это часто бывает у Гофмана, в "Повелителе блох", наряду с современной бытовой реальностью, существует иной план повествования - мифологический. Действующие лица выступают в двойном обличье, реальном и мифологическом. Например, Дертье Эльвердинк, племянница укротителя блох, была когда-то сказочной принцессой Гамахеей, влюбленной в чертополоха Цехерита, прекраснейшего из всех кактусов, который в реальности - студент Георг Пепуш, колючий, как чертополох. Абсолютно сказочные принц Пиявка и гений Тетель в реальности представляют собой брадобрея и балетмейстера, которые, между тем проявляют характерные свойства пиявки и воздушного шара. А еще в сказке действуют реальные лица - Антони ван Левенгук, изобретатель микроскопа, и голландский ученый Ян Сваммердам. Оба они умерли давным-давно, но это не мешает им наряду с вышеперечисленными лицами претендовать на принцессу Гамахею и на сопутствующего ею мастера-блоху. Сказка недаром названа его именем (Meister Floh) - именно мастер-блоха является главной фигурой сказки. Не главным действующим лицом, а главной фигурой, без которой не было бы и самой сказки. Это самый разумный персонаж.
А самым обаятельным является главный герой - Перегринус Тик, который поначалу кажется впавшим в детство чудаком, а на поверку оказывается добрым человеком, заслуживающим счастья, которое в конце концов и обретает.
Помимо удивительных персонажей, в сказке есть абсолютно волшебный предмет - крохотное стекло, которое, если вставить его в глаз, способно помочь своему обладателю проникнуть в мысли собеседника. Не правда ли, воплощенная мечта? Но есть в этом стеклышке и скрытая опасность.



При беспрестанно возникающих надеждах, при беспрестанно возобновляющемся доверии к людям и при повторяющемся каждый раз горьком разочаровании в них возможно ли, чтобы недоверие, злостная подозрительность, ненависть, мстительность не свили себе гнезда в душе и не истребили бы в ней всех следов воистину человеческого начала, выражающегося в сердечной доверчивости, кротости и добродушии?

Перегринус добровольно отказывается от щедрого дара мастера-блохи, что характеризует его как довольно мудрого человека.
А еще в этой сказке есть довольно смешной эпизод, стоивший автору сказки немало крови и приведший к судебному преследованию, от которого его избавила только смерть. Речь идет об эпизоде с участием тайного советника Кнаррпанти, в котором Гофман показал характер существующего судопроизводства, при котором полицейские чиновники не гнушались делать нужные им выводы на основе сомнительных доказательств и подложных свидетельств. Разоблачая эту систему, Гофман использовал почти дословные выписки из протоколов. Например, слова "в убийственном настроении" были взяты из реального дневника одного арестованного студента и истолкованы как "был в плохом настроении, потому что ему не удалось совершить убийство". В итоге писателю были предъявлены обвинения в нарушении судебной тайны и грубом дискредитировании государственного чиновника, а сказка вышла в изуродованном цензурой виде.
Не могу не думать о том, что эта история, возможно, ускорила смерть Гофмана.