Больше рецензий

EugueniaBarto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2022 г. 00:26

1K

3 А как же интеллектуальное взаимопонимание?

Хотела я написать большой развернутый отзыв на роман Антонии Сьюзен Байетт "Обладать". Чтобы мой отзыв был такой же нудный, не информативный и объемный, как и само произведение. Но вот спустя два месяца, мне совершенно нечего сказать про этот роман.
"Обладать" позиционируется, как лучший английский роман конца XX века и лучшее произведение Антонии Байетт. Его называют "интеллектуальным" романом, романом пропитанным английским духом и английским величием.
Во-первых, что я понимаю сейчас, меня должно было насторожить то, что в аннотации к книге ничего толком и не написано. Вы хотите узнать о чём книга, а там: "бла-бла-бла она великолепна, английский дух, рыцарский роман, любовь, мятежная и неистовая страсть". А эта книга о двух литературоведах, встретившихся случайно при попытке исследовать неизвестную сторону жизни двух поэтов. Здесь мы находим сразу две любовные линии. Подлость научного мира.
И все бы ничего, если бы не монотонность читаемого текста. Книга скучна настолько, что вызывает раздражение и головную боль. Ничего интересно на страницах этой книги не происходит. Здесь "недолюбовная" линия, "недодетектив", готической составляющей романа я так и не нашла. Единственное, что изрядно позабавило это помешанность героев и автора на сексе.

Они были дети своего времени, своей культуры. Это время и эта культура не держат в чести таких старомодных понятий, как любовь, романтическая любовь, романтические чувства in toto, 166  – но словно в отместку именно теперь расцвёл изощрённый код, связанный с сексуальной сферой, лингвистический психоанализ, диссекция, деконструкция, экспозиция сексуального. Мод и Роланд были прекрасно подкованы теоретически: они всё знали о фаллократии и зависти к пенису, о паузации, перфорации и пенетрации, о полиморфной и полисемической перверсии, об оральности, об удачных и неудачных грудях, об инкременте клитора, о мании преследования полостью, о жидких и твёрдых выделениях; им ведомы были метафоры всех этих вещей, они чувствовали себя уверенно в сложном мире символов, связанных с Эросом и Танатасом, с инфантильным стремлением овладения, с репрессальностью и девиантностью; прекрасно разбирались в иконографии шейки матки; постигли все возможные образы, созданные человеческим сознанием для Тела, этой расширяющейся и сжимающейся вселенной, которой мы вечно жаждем и вечно страшимся, которую хотим завоевать, поглотить…

Очень часто какие-то банальные сцены сводились к теме интима. Секс витает в воздухе. Как будто автору хочется и колется написать эротическую сцену.  Или в голове у Байетт зарождаются грязные фантазии, но проговорить их вслух, как хорошая девочка, она не может и выплёскивает фантазии в текс путём странных сцен.

Два месяца назад батюшка попросил меня привести этот балдахин в чистый, приличный вид; зачем это было нужно, он не объяснил; и в моей голове пронеслась дикая, безумная мысль, что он вознамерился на мне жениться и готовит комнату матери под покой новобрачных.

Собственно говоря, с занудливостью сюжета мы разобрались. Переходим к интеллектуальности. И здесь всё ещё более прозаично. Переизбыток умных слов в тексте мало говорит о его интеллектуальности. Стоит даже обратить внимание на первую цитату, приведённую выше:

...они всё знали о фаллократии и зависти к пенису, о паузации, перфорации и пенетрации, о полиморфной и полисемической перверсии.

Ну как? Повысили свой уровень IQ? Мне не очень понятен факт того, что "это" называют интеллектом.
Или может интеллект – постоянное перечисление известных фамилий, что голова идёт кругом?

Целых два поколения знаменитостей: Водсворт, Кольридж, де Квинси, Лэм*, мадам де Сталь, Гёте, Шиллер, Карлейль, Д. Г. Льюис*, Теннисон, Клаф*, Баджот.

С каких пор текст, где фонтанирует абсолютно непонятная лексика, избыток выдуманных "известных"героев и их произведений, а так же отсутствие исторических, культурных, научных событий вызывает "умственный оргазм"?
В целом роман с научной точки зрения может быть интересен основной частью филологам.
Знаю, что есть множество статей касательно романа "Обладать". Где люди связанные с изучением языков находят прекрасные нарративные стратегии, внутритекстовые связи и т.д. Но давайте откровенно. Нам, как обычным читателям разве хочется заниматься углубленным анализом текста? Учитывая, что видов этого самого анализа целая прорва: лингвистически, морфологический, стилистический, филологический и др.
Я так понимаю, что сама автор Антония Байетт очень умная и образованная женщина, что не может не вызывать восхищения. Если не ошибаюсь, она филолог, специалист по английской литературе, доктор наук и литературный критик. Исключительно моё мнение. Судя по тексту и задумки, Байетт действительно отличный специалист в области филологии. Я уверена, что она прекрасный литературный критик. Но вот автор с неё достаточно средний. Весь стиль, в котором написана книга – одна большая научная статья. Ну никак не могу я в ней увидеть ценность, как в художественной литературе. Почему-то мне кажется, что разбирать тексты, будучи литературным критиком, у автора получается гораздо лучше.
IMG_20221128_234647.md.jpg

Комментарии


Ох уж эти витиеватые фразочки, которые ну ни капли не убеждают вообще


Согласна! Порой чем проще, тем лучше.


Читала весной у Байетт  Антония Байетт - Ангелы и насекомые  , впечатления были схожими с вашими: интереснейший экземпляр с филологической и немного с искусствоведческой точек зрения, но за красивой внешней подачей скрывается очень антитипическое содержание, которое иногда даже переходит в школярство и бесцельное жонглирование терминологией.


Вы меня лишний раз убедили, что не стоит больше притрагиваться к произведениям данного автора ))