Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

2 декабря 2022 г. 22:23

740

3 Затянуто

Посмотрела на объём книги и удивилась: неужели в третьем классе я читала не адаптированную версию или всё же сокращённую, если такая есть? Потом постепенно вспоминала некоторые сцены (Нэнси в гостинице, Монкс с Бамблами в комнате над рекой), а с детства запомнились отдельные детали (истерика Нэнси и утаскивание Оливера на улице, семь с половиной пенсов на ферме по "воспитанию" малышей, табакерка в форме гробика, спарывание меток с платков).
По-моему, роман затянут. Понятно, что публиковался он в газетных номерах, и автору надо было удерживать внимание сытого и образованного читателя-бездельника. Этакий сериал 19 века, и сюжет в середине провис, как во многих сериалах.
Слушала роман в полной аудиоверсии в начитке Евгения Терновского и в сокращённой версии любительского аудиоспектакля с Александром Водяным. Возможно, Водяной со стариковскими козлиными подхихикиваниями способствовал, но в начале романа меня жутко бесила авторская ирония в авторской же речи. Приемлю сарказм ситуаций и речевых особенностей героев, но здесь же жутко раздражали потуги рассмешить читателя в пассивности героев. Смеяться полагалось над высоким процентом детской смертности, смелостью Оливера, из-за спора вынужденного просить добавку каши, крайней нищетой семьи на похоронах умершей от голода женщины, побоями... Возможно, к середине романа читатели настучали автору по кумполу, и ирония всё же переселилась в эпизоды активности героев, зато в эпизодах с джентльменами и домом двух леди надолго воцарилась скука. Юные воришки Плут и Бейтс оказались самыми живыми героями романа, а Монкс и джентльмены из содержателей провинциального работного дома толком не получили наказаний, что вроде бы соответствует жанру. Вообще, джентльменам можно и неоплаченной книгой зачитываться, им за это ничего не будет, а бродяг с флейтами, оловянными кастрюлями и без кастрюль ждёт ступальное колесо. Да, ещё повесить могут за украденный из кармана соплевик или отправить морем на каторгу за чужую табакерку в своём кармане.
Автор убеждает нас в суровости и неумолимости преступников, того же Сайкса, к примеру, но грозный и опаснейший Сайкс после убийства чуть ли не в обморок падает. Не привык преступник к крови за всю свою преступную жизнь и равнодушия к содеянному не выработал. Как пишет в предисловии сам Диккенс, целью его было развенчание героическо-романтического нимба над ворами и убийцами, но кажется, с этой целью он не очень справился. Роман пытается вылезти из штанишек сентиментализма, но только пытается. Повсюду кажущиеся Сайксу глаза убитой Нэнси - это попытка в готику? Но не поздновато готичить почти в финале романа?
Хоть роман и назван "Приключениями Оливера Твиста", главный поступок сентиментальнейшего мальчика-плаксы - уход из мастерской гробовщика в Лондон. В основном, Оливер - пассивная фигура. Экранизаций я вроде бы не смотрела, но актёр на роль Оливера бедный, сочувствую мальчишкам - столько плакать надо. Ещё непонятно, где это Оливер читать научился и сразу справочник преступников читал ночью при одной свече, читал и ужасался, наверное, не самый простой по изложению текст.
Ура, давний гештальт закрыт, Евгений Терновский, как всегда великолепен, прочитывал все примечания. Из-за скуки некоторых частей сюжета ускоряла аудио от полутора до двух раз. Хорошо, если после книги Диккенса изменились английские законы, но и через сто лет, в 1930-е в "Фунте лиха в Париже и Лондоне" Оруэлл писал о порочном круге системы для нищих и бродяг. Правда, она уже не называлась работными домами, а платными ночлежками.
Знаю о нескольких более современных переводах "Оливера Твиста", любопытно, но перечитывать в ближайшие несколько лет точно не решусь.

Роман прослушан в Коте в мешке, во славу Анархоптах из Школьной вселенной, в дар Аиду из группы "Мир аудиокниг" и как очередная ступень в гору в группе "Читаем класику вместе".