Больше рецензий

6 декабря 2022 г. 11:04

318

3 Это "ж-ж-ж" неспроста

В качестве развлекательной литературы, на которой можно отключить мозг и просто мчаться по американским горкам захватывающих приключений, книги Роллинса - почти эталон. Бодрый сюжет, хорошо вплетённый в современную конспирологию, лёгкий флёр научных терминов, злобное зло в антагонистах и бравые шпионы, которые спасают мир в неравной борьбе.
Обычно.

Не знаю, что пошло не так с "Венцом демона": то ли у Роллинса на втором десятке книг иссякла творческая жилка, то ли выбранная на роль сегодняшней мировой катастрофы тема насекомых оказалась не особенно благодатной, то ли издатель торопил и требовал роман ещё вчера. Но вышел он сыроватым и местами - откровенно унылым, и до финала я добралась только на надежде "а вдруг сейчас всё-таки станет хорошо".
(Нет.)

Началось всё вроде даже бодро: внезапная биологическая атака на Гавайские острова, неизвестные современной науке чудовищные насекомые, тайна ископаемого, заключённого в янтаре, которая ещё с XIX века будоражит учёные умы, остатки рассыпанной по миру Гильдии, кусающей саму себя, потому что центрального руководства больше нет. Хороший задел для боевика с привкусом фантастического триллера о жадной компании, которая готова уничтожить весь мир ради своей прибыли.
Ну то есть на самом деле ради восстановления былого величия японской империи, но все всё понимают.

Тема угнетённого величия Японии, которую изрядно потрепали во время WWII, кстати, прям очень сильно тут педалируется, правда, с несколько странного угла. Если в то, что старый якудза ненавидит США, можно без особого труда поверить, то вот насчёт того, что в Японии мышь может чихнуть без того, чтобы об этом Вашингтон тут же узнал, как-то не особо. И ладно фармкомпания, которая занимается непонятно чем, но внешняя несанкционированная разведка? Японией? Без согласия США?
Загадочное.

Возвращаясь, в общем, к сюжету: Роллинс верен себе, часть агентов бегает по Европе, отыскивая, откуда могли приволочь ископаемых насекомых, часть агентов бегает по островам, отыскивая, где же их оживили. Всё это периодически расцвечивается стрельбой и попытками похищения, иногда успешными, предательством, головоломками и около-историческими байками от местных учёных. Зашифрованные переговоры и взаимные шпионские игры включены в комплект.
Но как-то оно всё... Без огонька.

Из находок - вставки от, кхм, морды (ну не лица же, да?) насекомых, периодически разбавляющие общий ход повествования живой внезапностью. По крайней мере, оно отвлекало от разыгравшейся вокруг мелодрамы.

Да, собственно, именно мелодрама меня и добила, потому что ну зачем, божечки-кошечки, ну это же приключения, это же боевик. Но половина текста посвящена любовным страданиям Грея и Сейхан, которые вместо того, чтобы работать - а они как бы всё ещё считаются сверхпрофессиональными спецагентами на службе США, просто напоминаю, - ноют о том, как они жить друг без друга не могут, как они будут друг с другом всегда, а если не будут, то хотя бы отомстят всем и вся, и мстя их будет страшна. И обязательно надо впихнуть в повествование беременность, чтобы страдать ещё более надрывно.
Там, где не Грей с Сейхан, там Кейт с Монком с тем же набором нытья про вечную любовь и детей.

Ну что это такое.

Финал как обычно: сильные бравые прекрасные морпехи поднимают американский флаг, звучит гимн, все обнимаются. При этом псевдонаучная часть, честно говоря, вызывает больше вопросов, чем восхищения ловко развёрнутой интригой.
Осталось смутное чувство, что Роллинс сам себя загнал в угол концепцией того, как эти старые-новые осы совершенны, что их нельзя перетравить. Проблема-то в том, что предложенный вариант запуска самоуничтожения не объясняет, почему они тогда вообще вымерли. Ну да, рой закончился, когда королева ушла на зимовку, но что, по всей Земле это случилось одномоментно, массово и безвозвратно? Ни одна из королев не проснулась N миллионов лет назад? А почему? А как же "третья стадия", которая в костях? Она тоже у всех носителей всё?
В романе одна Кейт задаётся вопросом "почему осы вообще вымерли", да и то один раз, и дальше все такие "ну вымерли и вымерли".

Ну что это такое [2].

Резюмируя: читать-то можно, но где-то в глубине души появляется подозрение, что Роллинсу нужен или творческий отпуск, или смена жанра, или какое-то внезапное озарение, потому что в текущем формате становится не очень. Роман в моих глазах не потянул не только на "увлекательно", но даже на "хорошо". Так. Нормально.

PS Внезапный пассаж Роллинса про то, что мы живём "в эру насекомых" удивил даже больше, чем плевки ядом в сторону СССР в главах про Эстонию и Польшу, там хоть понятно - американский взгляд на историю, идеологическая вражда и вот это всё. Но "эра насекомых" была и закончилась в палеозое, когда уровень кислорода в атмосфере шлёпнулся до нынешних ~21%, ну камон, об этом же даже в Википедии прочитать можно.