Больше рецензий

6 декабря 2022 г. 11:33

448

5

Для неискушённого читателя знакомство с этой книгой рискует окончиться шоком и отторжением. Если же вы много и разнообразно читаете, закалены чёрным юмором и пародией на серьёзные темы, то «Братья» не обожгут натурализмом. Может быть.
И, тогда, откроется новый Китай, отличный от излишне романтических и возвышенных представлений о нём.

Это увесистый том, где два брата – Сун Гуан и Бритый Ли – олицетворяют традиционный Китай (скромный, справедливый, уважающий данное слово), и Китай новый – нахрапистый, наглый , ржущий, но не лишённый обаяния.
Через судьбу героев и их родителей автор показывает перерождение Китая.
От культурной революции с разлитой повсюду тупой агрессией до «лихих 90-х» по-китайски.
Главный герой, из нищего сопливого мальчишки, не евшего досыта, вырастает в миллиардера, сделавшего деньги на мусоре. А его брат, символизирующий собой традиционные ценности «старого» Китая очень символически не находит себе места в новом, циничном, развращённом, продажном мире.
В резкой, гротескной, чернушной форме показано перерождение и Китая, и китайской женщины, и китайского мужчины, и китайской толпы, и китайского образа мыслей. При этом напрочь отсутствует пафос.
Здесь есть чудовищные сцены насилия, от которых стынет кровь в жилах. Автор сам был свидетелем того, как забивали людей палками, и описал это до того натурально, что хочется зажмуриться. Очень-очень много натурализма – и страшного, и отвратительного.
Резкий переход от реализма к сатире сбивает с толку. В нашей культуре разговор о смерти всегда серьёзен и трагичен. Здесь же смерть и трагедия соседствуют с какими-то совсем уж низменными вещами – дерьмом, рыданиями, от которых сопли стекают чуть ли не в рот, и прочими мерзостями.
Герои не дают никаких оценок окружающей их действительности. Живут в ужасе, никак его не называя, не обозначая. У них простые эмоции, простые мысли. Упрощённая душевная жизнь.
Который раз в китайской литературе сталкиваюсь с какой-то всеобщей душевной тупостью.
Если про мой родной народ писали бы примерно так же, я бы оскорбилась, честное слово! Сплошные идиоты, дебилы, агрессивное мудачьё (цитирую!), которое избивает друг друга беспрестанно – и в шутку, и до смерти. Как заводные, они орут бессмысленные лозунги. Живут, как пауки в банке – жрут друг друга по-очереди. Обсуждение женских задниц – главная животрепещущая тема. Обилие дерьма, задниц, рыгающих , пердящих, орущих людей тут так велико, что пара-тройка адекватных, красивых героев теряется в этом потоке, а, в конечном итоге, и вовсе погибает. Как и традиционный Китай.
Справедливости ради, я допускаю, что не могу оценить роман по достоинству из-за того, что культуру Китая знаю совсем уж поверхностно. Огромное множество знаков, раскиданных по всему тексту, имён, поговорок, национальных шуток, понятных и органичных для китайцев, для западного читателя остаётся лишь набором ничего не значащих фраз.

Обобщая, могу сказать, что это необычная очень сочная книга со множеством подтекстов. Если вас не воротит от натурализма, ругательств и жёсткой сатиры, если вам интересно, что происходило в Китае последние 50 лет, то смело читайте! Только нужно делать скидку на разницу культур – восточной и западной. Нужно помнить, что в Азии отношение к телесности и смерти очень отличается от нашего. И «Братья» дают это почувствовать ещё раз.

Источник