Больше рецензий

paketorii

Эксперт

который всё больше знает о книгах все меньше

10 декабря 2022 г. 13:50

3K

4 Автора просто не услышали

Тяжело, всегда тяжело читать классику и адекватно современности её оценивать. Ведь сегодня большинство скажет, что это скучная и глупая книга. На момент же её написания всё было совсем по другому. Она была своего рода открытием, правда со страшными последствиями. Она смогла вскрыть язву мажоров того времени. Показала им бренность их бытия, их ущербность и обделённость, а также выход из этой ситуации. В последствие, из-за этого радикального способа решения проблем книгу не раз запрещали в разных странах. И не мудрено, раз вслед за первыми публикацией и переводами по Европе прокатились волны самоубийств.
И во всём виновата любовь,как всем кажется. Но лично у меня возникло ощущение, что она тут ни при чём. Всё дело было скорее в избалованности юного Вертера и в том, что его "избранница" была для него идеалом, поворотным моментом жизни. Всё до встречи с ней шло сравнительно хорошо, он бездельничал, катался по городам и даже не стремился ни к чему. А уже после её отказа, после осознания бесцельности своего существования он начинает менять всё в своей жизни. Это, по-моему, не была попытка сбежать от любви, а, наоборот, успеть добиться успеха и вернуться снова к своей любимой. И в этот момент он узнаёт о том, что она уже замужем. И его стремление к карьере тут же исчезает и он просто плетётся обратно, как побитая собака. Он в тот момент треснул, но ещё не сломался, ещё лелеял в своей душе надежду. Но всё оказалось тщетно, ведь девушка повела себя адекватно. А вот герой, по-моему, совсем нет. Но на эту тему можно долго рассуждать и задаваться вопросами "Кто виноват?" и "Что делать?".
Остаётся только добавить, что автор предвидел потенциальную угрозу и попытался оградить молодых людей от такого не разумного шага. Ведь недаром герой не погиб мгновенно, а находился в агонии полдня. Гете пытался донести мысль о том, что последствия необдуманных действий могут быть ужасны. И мне кажется, что автора просто не услышали.

Книга прочитана вместе с играми Собери их всех!, Книжное государство, Монополия (группа Книжная страна) и Горка из европейских писателей (группа Austenland). Спасибо им всем!

Комментарии


А Вы как считаете авторы в процессе решают как быть с героями или придумывают изначально. Как чаще на Ваш взгляд?


Давно пора на ты переходить ;-) у каждого своя техника. Кто-то видит историю целиком и знает о героях всё, ведь он вырастил их в своём воображении. А другие просто пишут историю жизни своих героев, просто записывают что происходит с ними


Павел, я только ЗА на ТЫ)) Но если буду периодически, вдруг писать Вы. У меня бывает.
Я почему спросил, просто по этой рецензии кажется, что ты посчитал, что автор в процессе уже решал!


Очень может быть, ведь книга написана в виде писем Вертера другу. Он мог постепенно вести переписку с самим собой))) в любом случае для 18 века я нахожу эту книгу неплохой


Уже в закладках!))


Есть несколько вариантов аудиокниг, и в свободном доступе


Понял учту. Я обычно так и делаю, вижу книги в закладках и если цена и вид устраивает покупаю, а если долго висят смотрю есть ли аудиоформат!


Мда. Что там про адекватность современности писали? Про романтизм как философско-литературное течение ничего не знаем. Про значительную автобиорафичность героя не знаем. Про эффект Вертера не слышали. Пишем что-то про "мажоров". Похоже, заголовок рецензии не врет. Только не услышал автора автор рецензии, а не современники.


Я всегда знакомлюсь с новым для себя автором. Читаю не только Википедию, но и другие публикации в интернете. А в рецензии описываю свои ощущения от прочитанного.

Про значительную автобиорафичность героя не знаем.Про эффект Вертера не слышали.

Я его не назвал, просто написал о волне самоубийств после публикаций. Автобиографичность? Да, и любовь была у него несчастная, и мысли её сопровождающие(скорее всего), и работал он "госслужащим". Ну и? Даже современники приняли роман как произведение, проповедующее безволие и пессимизм. И вообще, "Буря и натиск", к числу которых относится и Гете, являются скорее предромантизмом.

Гете пытался донести мысль о том, что последствия необдуманных действий могут быть ужасны. И мне кажется, что автора просто не услышали.

Он весьма своеобразно подчеркнул глупость и опасность поступка Вертера, жалко недостаточно красочно описал его предсмертную агонию. Может тогда его услышали бы и искали другой выход из ситуации.


Допустим, предромантизм, хорошо. не суть в данном случае. Судите-то Вы его с точки зрения направлений рациональных - классицизма и реализма. То есть Вы в произведении, описывающем крайние состояния, надрыв, экстремальные проявления, ищете вот это проклятое чернышевское "что хотел сказать автор", на веки вечные отравившее всю русскоязычную критику и школьную программу, да еще и приписываете Гете желание кого-то оградить и предупредить, то есть воспитать. И выходит у Вас вместо предромантического Вертера этакий "лишний человек" (абсолютно, на мой взгляд, дурацкое и искусственное понятие, введенное критиками). И там, где у Гете трагедия и бунт, Вам видится: "ай-ай-ай, дети, не ведите себя, как Вертер". Но "дети" не услышали Гете, видите ли. Я уж молчу про то, что Вы употребляете слово "мажор", вовсе неуместное при разговоре о литературе того времени, поскольку слово это имеет достаточно четкую привязку к определенному времени и социальному положению. Вы бы еще Онегина "мажором" объявили, ага. Ну и какая же тут "язва", если все-таки большинство было вполне довольно своим вот таким вот "бесцельным" существованием, а вот Вертера именно чувство "выдернуло" из подобного существования, в этом-то и проявляется его уникальность. И понятно, что даже волна подражаний - не есть выражение типичности данной ситуации, людям ограниченным, но с замахом на необычность (а быть каким-то особенным хочется довольно многим) свойственно подражать кому-то действительно выдающемуся. То же самое можно сказать о подражателях Чайлд-Гарольда и т.д. вплоть до Бэтмэна и Дани Милохина. Вспомнить хотя бы волну самоубийств в Серебряном веке среди третьесортных представителей "богемы". Я уж молчу о таких второсортных подражателях, описанных в литературных произведениях. И всего бы ничего, я нисколько не хотел как-то спорить с Вашим личным пониманием данного произведения. Если бы не заявка на "понимание, адекватное современности", которое подменяется осуждениями в духе критиков некрасовского "Современника" с их "обломовщиной", "лучами света" и прочим чисто утилитарно-воспитательным подходом к литературе.


Онегин - мажор. Я недавно как раз так и написал это в рецензии к Онегину. Они оба вели себя безответствено по отношению к близким, своевольно и эгоистично, не думая о куске хлеба для дня грядущего. Мажоры так себя и ведут. Ах да, они ещё ведут себя весьма скандально. Ну так для того времени и герои проявили себя не самым похвальным образом.
И судил я Вертера строго по собственному жизненном опыту. Значит у меня немного устаревшие взгляды на литературу, особенно классическую.


Не скучная и не глупая! Мне, во всяком случае, понравилась! Я прочла немало произведений, похожих на "Страдания юного Вертера", и ни одно из них не произвело такого сладостного, упоительного впечатления. Но я продолжаю искать, надеюсь и жду: кто-нибудь сравняется с Гёте, а может, превзойдёт его.


Я вот тоже считаю её весьма прорывной для своего времени. Да и вообще, в последнее время всё больше нахожу классическую литературу более привлекательной


Не только для своего. :З