Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 17:22

578

5

Михаил Михайлович Бахтин был "открыт" заново Вадимом Валериановичем Кожиновым, он помог Бахтину вернуться в литературу, он чрезвычайно много сделал для великого русского литератора и ученого. Ещё: вклад Бахтина в мировую литературу был оценен и крупными мыслителями 20 века - Умберто Эко и Жаном Бодрийяром.

Представляется, что в этой книге два выдающихся интеллектуальных прорыва. Во-первых, литературоведческий. Дело в том, что любой текст, в данном случае, литературный, это, несомненно, код, код определенного послания. Контекст (под ним я понимаю историческую конкретику) послания знаком современнику автора, для кого он, автор и его текст, существуют и существуют органически. Но контекст и код, при всей собственной значимости, не исчерпывают произведение. Они - предпосылка к пониманию подтекста, что со времен Эзопа, и есть главное, почти всегда эзотерическое, содержание текста. В конкретике времени, описываемом Рабле и, соответственно, Бахтиным - средневековье. А это означает, что читатель Рабле - грамотный человек, соответственно, человек богатый, по крайней мере - состоятельный, чтобы быть образованным и уметь читать.

Повторюсь: для понимания кода необходимо в первую очередь знание контекста. Естественно, он теряется со временем - река времени неумолима. Поэтому для декодирования нужен...понятно, что необходимо. Апропо: "ладно" Рабле, посмотрите, в буквальном смысле посмотрите, на Босха! И попробуйте испытать эстетическое, подчеркну, эстетическое наслаждение от разгадывания ребусов-символов!

Итак, с изменением контекста послание, или как сейчас говорят, message, его содержание, становится всё более неясным и требует своего декодирования=интерпретации=прочтения, прочтения в условиях нового исторического и художественного контекста. Бахтину блестяще, на мой взгляд, удалось подобрать код к такому, как бы это выразиться, не совсем привычному и приемлемому тексту Рабле.

Во-вторых, что является продолжением первого интеллектуального прорыва, Бахтин буквально взорвал проскрутово ложе традиционного восприятия великого романа. Смелость, а в наших конкретных условиях идеологии и культурной политики по-Суслову, просто мужество мысли, бросившего вызов всем привычным схемам расшифровки средневекового текста, и не только в нашей стране. И этот прорыв человеческой мысли, отразившейся в книге - и есть высшее достижение работы Бахтина. Он создал то, чего не существовало до него, а это и есть подлинное творчество и подлинное же человеческое начало; творчество же, по мысли более поздней эпохи - Возрождения - и есть подражание Богу, подлинное богоподобие, ибо творя, человек в акте творения Создателю и уподобляется.

Книга к обязательному прочтению!

Комментарии


Сейчас читаю Рабле и Бахтина.

Бахтину блестяще, на мой взгляд, удалось подобрать код к такому, как бы это выразиться, не совсем привычному и приемлемому тексту Рабле.

Пока складывается впечатление, что не код подобрал, а дал интерпретацию. Причем, как в сказке про голого короля. Но король то голый?


Андрей, добрый вечер!
Мне кажется, что именно - код=ключ. Помните, Жванецкий шутил, как американцы не могли понять: омары - по талонам? И они там над этим смеются? Как понять почему это кому-то смешно или там грустно? Или Дюрер и его аллегории - где ключ к пониманию? Или Босх и Брейгель?
Под голым королем Вы подразумеваете "Гаргантюа"? Честно: у меня нет собственного мнения, потому что два раза начинал читать и не мог понять: и они там над этим смеются? Кстати, вспомнил "Пиквика" - они и над этим смеются? А Бахтин, для меня, по крайней мере, убедителен в расшифровке. Возможно, это не суть важно - ключ или интерпретация, которая ведь тоже основана на какой-то концепции.
Если одолеете "Наргантююа" - дайте зеленый свисток в виде отзыва, мне будет интересно прочесть, более того: кто сейчас вообще читает подобные книги? Так что, без комплиментарности скажу, что Вы - в достойном меньшинстве читателей. Спасибо Вам за внимание к моему отзыву!


Добрый вечер!
Оказалось, что Рабле, как и Бахтин, до сих пор в центре культурологических, даже мировоззренческих споров. Разбираться в этом интересно, т.к. это разбор, корректировка, порой формирование собственных взглядов. Ну и, как читатель, надеюсь найти мотивацию к дальнейшему ознакомлению с литературой Возрождения. Процесс захватывающий))


То, о чем Вы говорите, имхо, гурманство литературное, но не только литературное. Повторюсь: то, что Вы занимаетесь такими текстами - ну просто респект и ещё большая уважуха.
У Брейгеля есть картина "Голландские пословицы". Без понимания (знания) контекста понять всё это невозможно, но когда тебе это известно - заказывай печать на холсте - и в рамку, так здорово. А как всякая загадка, имхо, будит столько вариантов интерпретации и таких же парадоксальных мыслей, как-то так.