Больше рецензий
18 декабря 2022 г. 22:50
366
5 Об алмазах, пользе феменизма и вакцинация от Голливуда
РецензияО том, как легко пропустить алмаз.
На эту книгу засматривалась давно, но никогда не воспринимала ее всерьез. Думаю, если бы она не была бы подведена под сложное задание в Уютной Кофейне, где других книг кот наплакал, то вряд ли бы я к ней когда-нибудь подошла по своей воле. Почему? Скорее всего из-за страха того, что это бульварное чтиво, легкомысленный женский роман, о грязи и о драме. Иногда слава и стереотипы бегут впереди самой книги, и от этого грустно, потому что книга на самом деле очень стоящая, до сих пор в некоторых моментах актуальная, отлично написанная и о серьезных темах, и может легко побороться со всеми “крутышками” различных литературных премий.
Мне кажется, репутация у нее из-за банального сексизма. Книга была написана женщиной, да не интеллегенткой откуда-нибудь из Гарварада, а простой “актрисулькой”. Книга была написана о женщинах и их проблемах, когда они достигнут успеха и что это стоило. Более того эти женщины были из “несерьезной” индустрии, тоже актрисульки. И она была написана в середине 1960х, времени, когда только-только просыпался интерес к женской теме. И это главный недостаток не столько книги, а общества в котором мы живем - такой алмаз забросали грязью и закопали под клише “легкая какашка”. А книга сама по себе достойна и прочтения, и изучения, и рефлексии, и обсуждения, а не только “девчачьего счастья” на полках немногих девушек.
О чем книга?
Книга о трех подругах, Энн, Дженнифер и Нили, которые пытаются добиться успеха и найти счастья в индустрии развлечений в 1940-60х годах. От Нью-Йорка до Парижа и Лос-Анджелеса - везде им удастся побывать.
Энн - небедная девушка из Массачусетста, хочет сбежать от заезженной судьбы “женись, роди детей, будь примерной домохозяйкой” в Нью-Йорк, город свободы. Она находит позицию секретарши у агента / юриста, и это становится ее билетиком в эту индустрию. Но ей главное - свобода и возможность распоряжаться своей судьбой… и в этом красота, к сожалению, мешает. Ведь сначала появляется назойливый жених, а потом она залипает в сложных отношениях, и не одних, и ее беда повторяется и повторяется. Но главное - даже здесь, в Нью-Йорке, не получается получить эту возможность распоряжаться собой, потому что постоянно кто-то что-то от тебя хочет.
Нили - подросток-танцовщица-певица, девчонка из подворотни / соседнего двора. Озорная, живая, амбициозная, но ее вечно кидают. Денег не хватает, участники танцевальной группы не такие уж и лояльные, а выбиться в люди, когда ты не красавица, очень сложно если нет связей. Но все складывается и Нили становится звездой, сначала Бродвея, потом Голливуда. И вот она, обцелованная и заобнимаемая всеми и вся, поклонники, продюссеры, другие актеры - все поклоняются ее таланту (а он действительно есть!) и показывают, что она действительно чего-то стоит и достойна большего. Да вот только травмы лишений, отсутвие принципов, и невероятный успех кружит голову и начинается звездная болезнь примадонны… и громкое, яростное, беспринципное и порой очень жестокое унижение других и самоуничтожение.
Дженнифер - очень добрая, порядочная, милая девушка, которую бог наградил шикарной красотой, которая пленит сердца: ангельское личико и тело суккубы. Единственный недостаток - шопоголизм, хотя интересно бы покапаться откуда он взялся (может из желания быть в безопасности и всегда выглядить шикарно?..) Она хочет быть хорошей девочкой, заботиться о матери, выйти удачно замуж (за богатого, потому что других талантов нет, так же как и других путей поддерживать себя и мать), а потом, когда случайно добивается своего собственного успеха, главное желание - найти того, кто просто полюбил бы и признал ее и завести семью. Разве многого для счастья надо? Но она всего лишь кусок мяса на продажу, для всех и вся, кроме подруги Энн.
Каждая из них прописана очень глубоко, а какой путь они проходят, как меняются (а иногда стараются меняться, но не получается), что это становится не просто одноразовой шипучкей для пляжа… Идея о “звездной болезни”, которая повторяется из поколения в поколение, из индустрии в индустрию, и превращает людей в монстров - разве это не актуально? Или проблема человека, когда он вечно всем все должен, когда за него пытаются решать как жить и как быть, когда настолько забит виной, что чувствует себя виноватым даже где его участия совершенно не было - разве это не серьезная тема? Или когда одна определенная характеристика затменяет все другие и человека видят как “гения” в той или иной области, полностью игнорируя все другие аттрибуты и какой трагедией это может обернуться для него/нее - разве это не заслуживает внимания? И это только персонажи, но были же и ситуации, и определенные витки сюжета. В этой книге можно копаться и копаться, и вырыть много чего интересного!
Но это ЖЕНСКИЙ роман о женщинах низшего сорта, значит внимание не заслуживает. Как такое может быть серьезным?
Вакцинация от Голливуда.
Но вернемся к индустрии. Кто в детстве не мечтал стать суперзвездой? Фабрика Грез уже с начала 20 века продает не только фильмы, но и мечту стать одной из этих гламурных, заласканных публикой и шиком, мега-талантливых (или кажущихся такими). Однако, как говорится, Лос-Анджелес пахнет разбитыми мечтами. В этой же книге все будет по-другому. Каждая героиня достигнет успеха, причем оглушительного, будь это собственный статус СуперЗвезды, богатства благодаря альтернативе Голливуду - европейский кинорынок, успешная карьера телемодели и замужество за продюссером/агентом. Разве не это ли дорожка в рай?
О, нет. Реализм в этом произведении зашкаливает. Вроде бы прошло 50 лет, но удивляешься, как некоторые детали все еще повторяются.
Как думаете, как люди подсаживаются на наркотики? Только ли это из-за плохого влияния и вечеринок? В этой книге показывается более софтовая версия - “небольшая таблеточка поможет с небольшой проблемкой, скажем, с бессоницей, или весом” и как она становится лучшим другом, а потом нужно больше и больше, сильнее и сильнее, и в итоге да здравствует нарко-рехаб.
Звездная болезнь - потеря себя, инфантилизация ото всех и вся, крайний нарциссизм. А ведь если приходишь не из самого хорошего места, будь то бедность или разбитая семья, то все твои демоны и обиды выплескиваются наружу и уничтожают не только других, но и тебя самого.
Красивые куклы, объекты, которые не несут в себе ничего, кроме как прибыли. Как в случае Джен. Для матери - дойная корова. Для индустрии - прекрасная корова с божественным выменем, кусок мяса на продажу. Интересно было наблюдать за лицемерием Голливуда, который был вовсю в пуританских рукавицах: свой путь Джен нашла во Франции, в эротических фильмах, но рукоплескали и сразу дали ей статус звезды в Голливуде, потому что никто больше не осмелится (а точнее не позволят в этой виктарианском ханжестве) даже поцелуйчик показать, а вы нам про сиськи… И это не только про сиськи тогда, детский ютуб сейчас - один из миллионов примеров такой эксплуатации, где человек становится объектом и его личность полностью теряется для других (ведь только $$$ важны).
Или как привелегия заранее делает все намного проще, как в случае Энн. Да, она была самой праведной и адекватной, но ей не нужно было бороться за каждый кусок хлеба - наследство от одного, наследство от другого, продажа родового особняка, а потом инвестиции и хорошие советы от мудрого друга. Легко начинать свою жизнь, а потом перебираться на Манхеттен, когда у тебя такая подушка безопасности.
О пользе феминизма.
Я не ярая феминистка, но читая эту книгу у меня волосы вставали дыбом. Еще один огромный плюс книги - предельный реализм и честность, такая, что с ценностями и воспитанием 21 века некоторые вещи звучали как дикость. И реально начинаешь благодорить всех тех активистов, культуру и социум, которые продвигали идеи равноправия или, точнее, идею “женщина - тоже человек и у нее могут быть интересы/мечты/амбиции/деньги/карьера, а не придаток к мужчине”. Когда живешь в этом мире, очень легко думать, что так было всегда… Но потом натыкаешься на “Долину кукол”, написанную в 1966 году…
То, что бесило / заинтересовало:
1. Энн и Алан. Без спроса решается ее жизнь, от самого глобального - замужества (она постоянно твердила ему “нет, нет, нет” и он постоянно не воспринимал это нет всерьез, потому что “я влюбился, не могу, я тебя завоюю!”), до самых мелочей (“О, нет, она не пьет шампанского, правда дорогая?”, а то, что у дорогой есть свой собственный ротик, чтобы ответить, как то думать незачем). Она просто-напросто дорогая вещь, движимое имущество на продажу. И не важно, как бы она ни сопротивлялась, решать, что и как делать женщине - это дело святое. (Чувствую, если покапаться, то у всех у них будет такая проблема)
2. Смысл жизни девушек, но больше всего Дженнифер.
Карьерная цель - богатый муж. Личная цель - семья, где ты ценишься. Но без мужика никуда никогда и низачем. Если не нашла одного единственного (ну или трех или шестерых, дело не в количестве, а в наличии пенисов с кольцом в твоей жизни) - значит, жизнь не удалась. Даже если и появляются другие мечты и амбиции, замужество и отношения - это единственное и неповторимое, сакральное. Нет, я тоже думаю, что хорошее замужество - это прекрасно, но когда это единственный смысл жизни, до трагедии дорасти расплюнуть (печальный конец истории Джен, где сиськи были важнее жизни, а все почему? то-то же).
3. Идеальное тело.
В индустрии развлечений это обязаловка, но ведь эти стандарты есть везде. В индустрии там просто до экстрима, этакий радикальный подход. От наркотиков до терапией сна (проспать 8 дней… чтобы сбросить N кг), подтяжек и прочей пластической хирургии. А какое отношение к девушке, мммм, ох ты мой кусочек мяска, дай-ка тебя порежу там и здесь, буду идеальным инженером женского тела! А стоит только отступиться, жесткий фэтшейминг как нечто обыденное и обычное, и только по отношению к девушкам. Мужикам можно быть жирными боровами.
4. Зарплата.
Нилл была в группе. Им платили 500 долларов в неделю. По 200 мужчинам, 100 ей. Работа та же? Да. На те же сроки? Да. Декреты или дети предвидятся, чтобы можно было это привнести как “страховку от женских проблем”? Нет. Кого-нибудь это смутило? Нет.
Тут можно без комментариев. 200 - это на 100% больше, чем 100.
5. Токсичные отношения.
О боже, все эти стандарты, все эти заморочки “тут плачу, там не могу”, все эти неписанные правила поведения - такая благотворная почва для взращивания супер токсичным отношений в семье. Манипуляции, борьба за доминирование, истерики, измены, драмы, недостаток теплоты, уважения, доверия. Идея одного единственного/единственной и на всю жизнь. Да здравствует ад! Уж лучше ж повеситься, чем в таком браке жить. А ведь жили же, но и тужили на 80м уровне, а абьюз передавался из поколения в поколения, пока совсем в темные века не попали. Я очень благодарна сегодняшнему дню и нормальным ценностям, которые принесли любовь, безопасность, уважение, теплоту, взаимопомощь в семью и наконец-то семья стала уютной гаванью для всех, а не только для того, кто станет альфа / диктатором.
Вердикт: книга супер шикарная. Читать, перечитывать, обсуждать, новые заметки на полях.. Жаль, нет сериала, было бы круто посмотреть как бы его адаптировали сегодня! В общем в любимое, и ОЧЕНЬ благодарна играм, что вдохновили меня прочитать книгу, которую еще бы годами обходила стороной.
——
Ну и заметки на полях.
Генри - шикарный персонаж, который создает этакую домашнюю атмосферу. Мудрость и адаптивность. Но, к сожалению, одинокий человек, который выбрал карьеру и друзей.
Супруг/а звезды в Голливуде - Mr/Mrs Nobody, сквозь которых принято смотреть как если бы они были призраки. Some things never change…
Нелли, ошибки мышления - “если бы не я, то у вас всех все было бы плохо, я самый ценный, потому что приношу много денег” (хотя не понимает, что является всего лишь продуктом, но не фабрикой…) или “я всего добилась сама, потому что у меня ТАЛАНТИЩЕ” (полное игнорирование внешних факторов, аттрибуция успеха исключительно себя).
Прочитана в "Собери их всех" (квест) и в Уютной Кофейне