Больше рецензий

20 декабря 2022 г. 20:04

396

0 Спойлер Америка, которую мы заслужили

Книга анонсируется как описание эпохи в разборе двух отдельно взятых жизней. Любопытно, что внутренность Америки показана героями, живущими вдали от этой самой Америки, а основное действие происходит на жаркой итальянской земле. Америка присутствует лишь в описании крохотного отрывка из детства персонажа и рассказчика, и даже Франция мимолётом описана полнее и ярче. Наверно, потому, что Европа – это история, архитектура, традиции, а потом уже человек. А Америка – это люди, и не важно, где они и что вокруг.
Для описания целой нации выбраны два человека, которые покинули родину в поисках (чего?) лучшей жизни? Впечатлений? Вдохновения? Богатства? Это люди, которым было нечего терять или которые уже всё нашли и хотят большего? Главным образом, это люди, которые не боятся перемен, сложностей, они свободны.
Однако, кто они, эти герои нашего века? Какова эта пресловутая Америка? Она не просто сильная, это мощная держава, отблески которой носят на себе все её представители. Это видно в отношении к иностранцам среди местных жителей, куда бы ни заносило героев на жизненном пути. Но местные не смотря ни на что остаются местными, со своими традициями, темпераментом и странностями (для внешнего наблюдателя). Оба же показанных героя отражают не только вышеописанную свободу своей страны, но также и все её пороки того времени – в разные моменты читатель видит слова и поступки от разных героев, которые обнажают расизм, сексизм, ханжество, дискриминацию по национальному, половому и другим признакам. Сейчас, с высоты 21 века, полного информации и борьбы за равноправие и психологическую зрелость, уравновешенность, видишь грязь и беспредел чуть ли не в каждой сцене (может, даже там, где их и не подразумевалось, что уж там, мы склонны преувеличивать порой). Видели ли всё это первые читатели Стайрона? Полагаю да, ведь книга вышла как раз накануне так называемого периода сексуальной революции.
Итак, Мэйсон. Рассказчик знакомит нас с отрывком их совместных школьных лет. Мальчик рос без отца, с невротической матерью, которая впадала из крайности в крайность, не могла защитить и воспитать своего ребенка, который рос «на подножном» умственном корму, хватая куски знаний и умений отовсюду. Ложь и изворотливость с юных лет становятся его верными спутниками. Он добивается успеха в жизни (в чьём-то понимании) – он богат, снимает голливудский фильм по собственному сценарию, у него полно друзей-прихлебателей, рядом красотки сменяют одна другую, но что происходит в его душе? Он сам верит в свои истории, но не может остановиться, чтобы раз за разом приукрашивая их все сильнее, не превращать любое выдуманное или реальное событие в фарс. Эта несдержанность, несмотря на природный ум и логику, и характеризует героя. Он вспыльчив, поднимает руку на своих женщин, относится неуважительно к своему выбору, изменяя избранницам (в этом они с Кассом похожи). Поэтому мало кто удивляется его смерти и названной её причине. Даже близкие люди, отрицая его смерть в горевании, не сомневаются в том, что идиотские поступки – дело рук именно Мэйсона.
А что же Касс? Полная противоположность деятельному Мэйсону – пьяница и мечтатель, живущий впроголодь (и вот же блин! Нет денег, работы, мозгов –давай плодиться!) с женой и четырьмя детьми, проедающий наследство жены… Пьянство доводит Касса до расстройства не только физического, но и душевного здоровья – он ловит глюки, которые интерпретирует как знамения и тратит чуть ли не последние деньги на переезд (здесь очень четко видна сексистская линия – он не советуется с Поппи ни о каждом переезде, ни о тратах – а он часто проигрывает деньги, которые не успевает пропить, ни о, даже, том, когда и кого пригласить в гости!). Расплачиваясь семейными деньгами с проститутками, он без зазрения совести вешает жене лапшу на уши, и бедная дурочка либо верит ему, либо прощает. Совсем уж запредельно звучат периодически посещающие Касса идеи не просто покончить жизнь самоубийством, но при этом забрать с собой и всю семью. Это либо крайнее отчаяние, либо крайний эгоизм (в данном случае второе).
Справедливости ради, у героев есть и положительные черты. Они готовы помочь. Например, влюбленный Касс делает не только материальный, но и моральный взнос в жизнь Франчески, доставая лекарства для отца, выкупая её штраф в полиции на последние деньги, Даже его месть – это своего рода последняя дань его любви к ней. Мэйсон же благотворитель по жизни. Имея достаток, он не считается с тратами на кого-то и ради кого-то, таким образом проявляя тоже свою любовь к ближнему.
Вот такие они, типичные герои тогдашней Америки – травмированные, глубоко несчастные, подверженные порокам своего времени, но не теряющие в себе милосердия и доброты, жаждущие любви, умиротворения и «чего-то ещё», чего-то такого эдакого, непонятного, невыясненного, но страстно желаемого.

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка 2022", декабрь, основное задание.