Больше рецензий

1 января 2023 г. 20:22

9K

5 Кенигсбергская Матрица

Сейчас я перечитываю всего Гофмана, которого с большим удовольствием, но слишком быстро прочитал в детстве, и ловлю себя на мысли, что его сказки, которые и без того считаются страшными, для человека 40+, многое повидавшего и почитавшего, еще более ужасающи.

В "Щелкунчике" наше внимание естественным образом приковано к главным активно действующим героям, и мы почти не обращаем внимание на серого кардинала всей истории - волшебника-кукольника Дроссельмейера, который подарил Щелкунчика Мари. Принято считать, что это своеобразное камео Гофмана: как многие режиссеры любили в порядке прикола сыграть какую-нибудь эпизодическую роль в своем фильме, так и писатель имел право в темном уголке сюжета вывести самого себя. Вот и Гофман: в дневное время секретарь суда (очень, кстати, добросовестный), потому что нужно что-то кушать, а вечером он идет в кабак и занимается там фактически стендапом, читая или пересказывая свои сочинения публике, потому что хочется. Так и Дроссельмейер - судейский чиновник днем и волшебник в свободное от работы время.
Но получается, что с точки зрения сюжета Дроссельмейер находится не только внутри него, но и снаружи. Он создает историю, он ее двигает. Он превратил в Щелкунчика своего племянника, чтобы девочка, дочь его знакомых, спасала его - но таким образом он превратил в игрушку и ее саму, иначе она бы не смогла оказаться в одном пространстве-действии с Щелкунчиком. Но если Щелкунчик осознает, что он игрушка и сознательно стремится выйти из этого состояния, то Мари не понимает, что она ненастоящая. Это напоминает позднейшие версии "Матрицы", в которых оказывалось, что матрица многослойна, и, вырвавшись из одного ее уровня, оказываешься в следующем, и можно ли в результате выбраться в тот мир, которые окажется подлинной реальностью - неизвестно, как и неизвестно, существует ли эта "подлинная реальность".

И тут возникает вопрос: хотя бы кто-то, кроме Дроссельмейера, во всей истории является по-настоящему существующим человеком, или он один в своей вселенной, населенной подчиненными ему марионетками, сталкивает их между собой, создавая драматические коллизии, чтобы развлечь себя в своем одиноком существовании? И даже не знаешь, кем в этом мире быть страшнее - марионеткой, которая знает о том, что она игрушка, марионеткой, которая этого не знает, или Дроссельмейером, который висит совсем один в пустоте, окруженный им же созданными иллюзиями?

Надеюсь, вам тоже стало не по себе сейчас :)

С наступившим :)

Комментарии


Спасибо вам за такую замечательную рецензию. Давно искала именно такой разбор произведения. И ни у кого не встречала. Вы мне помогли чуть больше разобраться.))


спасибо на добром слове :)