Больше рецензий

5 января 2023 г. 17:49

751

3.5

Концептуально это, конечно, классический визионерский Гибсон.

В том смысле визионерский, что он снова был на пару шагов впереди в своем 2015: слияние цифрового и физического пространств до их полной неразличимости, возникновение множественных взаимно симулятивных реальностей, обмен потоками данных как совершенно непостижимый фундамент их жизни и взаимодействий, причем они еще и друг друга колонизируют практически в духе scramble for Africa конца 19 века — все это уже на пороге, а то и удобно устроилось на диване и ждет, когда мы то ли его заметим, то ли, наоборот, окончательно забьем на его присутствие. Замечу, что киберпанком такой мир можно назвать только с большой натяжкой: отдельного киберпространства нет, ИИ никого не волнует, корпорации превратились в один большой Hefty, чтобы, видимо, вымереть вместе со всеми животными от невостребованности после джекпота.

А классический он в том смысле, что это снова очень плотный текст с характерным вывернутым синтаксисом, в котором читателю надо набраться терпения и дождаться, пока пройдет джетлаг и ситуация прояснится сама — тем более, что реалии Гибсон все-таки довольно старательно объясняет, просто постепенно. Бал в нем тоже правят сильные женщины, заметно более глубокие, чем мужские персонажи. И, конечно, не обошлось без характерного чувства юмора, непереносимого на экран еще больше, чем сюжет — если представите себе дорогостоящий сериал, в который не побоятся вставить превращение героев в боевых разведывательных коал, дайте знать, когда насмеетесь.

В общем, проблема в том, что вся эта концептуальность задушила сюжет настолько, что Гибсон на старости лет де-факто написал роман Жюль Верна для цифровой эпохи, медленно и обстоятельно объясняющий читателю, как герои собирают на таинственном острове из говна и палок инструментарий эпохи НТР, т.е., простите, печатают технологии для переноса сознания в периферальные устройства. В этом есть своя прелесть, а если принять во внимание, что и эпохи рифмуются, то даже становится понятно, какого черта Гибсон закрыл книгу свадьбой, чего в приключенческой прозе никто себе не позволял уже лет сто. Но вот читать это все-таки сложновато.