Больше рецензий

vamos

Эксперт

Развлекаю только себя.

8 января 2023 г. 15:03

567

У Вита Ностры спустя несколько лет появилась компания в списке книг, про которых я не понимаю, понравились они мне или нет. Смилла - очень странная книга, сначала медленно набирает оборот, потом несётся, как снежный ком, обрастая подробностями и увеличиваясь в масштабе, и то, что начиналось со смети маленького мальчика, выливается в историю, на которую облизнулись бы Дэн Браун и Джеймс Роллинс.

Наверное, я рада, что прочитала её, ведь пока что это единственная в моей жизни книга про Гренландию. Да и в целом про скандинавские страны я читала не так много, так что это в любом случае было познавательно. Ну и в любом случае это загадка, интрига, это всегда интересно, тем более что шансов догадаться в чём дело, у читателя не так уж и много - Смилла много и часто понимает какие-то вещи, но мало и редко рассказывает о том, что поняла.

В какой-то момент от вечной недосказанности начинает болеть голова и книга просто бесит. Потом я нашла в тексте кусочек, который объясняет и героиню, и саму манеру написания. После этого всё стало восприниматься легче. Смилла говорит, что она, как и все гренландцы, не любит анализировать, а принимает всё происходящее таким, какое оно есть. Мне кажется, именно это её свойство и чувствуется в тексте, она не тратит время на то, чтобы объяснить самой себе и читателю, что именно она поняла и какими путями, она сразу переходит к реакциям и действиям. И всё же со стороны это выглядит как набор хаотичных поступков разной степени безрассудности, и это утомляет.

Сама Смилла крайне закрытая, сообщает нам о себе только то, что считает важным в данный момент, поэтому очень долго невозможно представить себе её. Мы знаем о ней разрозненные детали, которые трудно свести вместе, и когда где-то во второй трети книги нам зачитывают её краткую биографию, это воспринимается с облегчением. Смилла, наверное, скривилась бы и сказала что-нибудь уничижительное о европейцах, которым обязательно нужно каталогизировать своего ближнего, спрятаться за общими формулировками вместо того, чтобы обращать внимание на действительно важные вещи. Ну как уж есть. Вообще в ней очень много ненависти и пренебрежения к Дании и в принципе ко всему европейскому. Не берусь судить, насколько это оправданно, но в какой-то момент из-за этого читать становится ещё тяжелее.

В общем, характер у главной героини тяжёлый, а все её действия мне казались непоследовательными и необдуманными. Один из героев сравнивает её с танком, который давит всё на своём пути, стремясь достичь цели. Лучше и не скажешь. Она скорее даже бронепоезд - вижу цель, не вижу препятствий. Ради удовлетворения своего любопытства она вмешивается в жизни других людей, рискует своей жизнью, проникает на чужие территории, обманывает и вообще поневоле вредит всем, кто с ней столкнётся. Особенно после середины книги, когда она находится на корабле, за её действиями я наблюдала с какой-то даже болезненностью. Рамок и границ для неё нет вообще, ей можно всё - запугивать, шантажировать, заставлять делать нужные её вещи. При этом любая попытка как-то ограничить её саму, заставить её что-то сделать заранее обречена на провал. Кажется, своего отца она ненавидит как раз за такие какие-то вещи. Ну или ненавидит, я уж не знаю, во всяком случае, ей кажется, что он перед ней в неоплатном долгу. Очень дикая, необузданная, непонятная натура, и об этом хорошо размышлять сейчас, когда книга уже прочитана, но сам процесс чтения иногда был из-за этого невыносимым. Если Питер Хёгг ставил своей целью показать отличия чужой культуры от европейской, у него это получилось просто великолепно.

Сама история, её развитие, её переход от детектива к чему-то более масштабному с трудом поддаётся оценке. К сожалению, многие персонажи у меня сливались в голове, не из-за похожих фамилий, а из-за специфики восприятия Смиллы. Ну и то, как она рассказывает историю, тоже не способствует пониманию. Конечно, перечитывать книгу, зная, что к чему, будет очень любопытно, но не уверена, что я ещё раз смогу вынести такой поток чужого, неясного, нелогичного для меня сознания.

Неоспоримый плюс этой книги - ёмкие и точные характеристики, которые Смилла раздаёт явлениям и людям. Я извела полпачки стикеров, отмечая классные моменты, хотя обычно так не делаю. Смилла понимает о людях какие-то очень важные, глубокие вещи, и говорит об этом так, что её слова легко перевести с книги на свою жизнь и употребить по отношению к своим людям и переживаниям. Но делает она это очень эпизодически, опять-таки, не утруждая себя анализом того, что она понимает, так что в итоге по страницам разбросаны герои, о каждом из которых ты знаешь что-то глубокое и важное, но в целом они остаются как будто в тени.

Ну и общая атмосфера книги - это холодная полярная ночь. Оглядываясь назад, я даже не могу вспомнить, какая там была погода, в какое время дня происходило действие. Точно два раза была ночь и Смилла смотрела в окно, а всё остальное время как будто были вечные печальные скучные сумерки.