Больше рецензий

18 января 2023 г. 16:15

195

2.5 Ну очень таинственная история

Мне роман не понравился. Что грустно, потому что бумажный экземпляр книжки долгие 10 лет ждал своего часа на моих полочках. Однако болезнь и лежание дома поспособствовали тому, что книга-таки была прочитана на третий день. История мутная, своеобразная и сильно на любителя. А сравнение с Кафкой и Хичкоком вообще считаю незаслуженным.

Зачин интригующий: главная героиня потеряла память. Совершенно, полностью! Чтоб вы понимали: она не знает, зачем нужна обувь, не умеет справлять естественные потребности, не представляет, для чего нужен рот, что такое чтение/дождь/зима/секс/деньги и этот список можно продолжать бесконечно. Я задумалась: а действительно, при амнезии человек не помнит только свою жизнь и себя самого, но базовые вещи - наши инстинкты и навыки - не теряет, потому что он может ходить/есть/спать/читать и т.д. А в этом романе тотальная потеря памяти! Девушка придумывает себе символичное имя Мэри Агнец и пускается бродить по улицам Лондона. Символизм в том, что у девушки появилась возможность начать жизнь с чистого листа светлым и невинным человеком. Но жестокая жизнь начинает мотать Мэри из одного дна в другое, хотя каждый раз по крупицам в ней просыпается что-то от нее прежней. В один прекрасный момент она встречает полицейского-спасителя по имени Принц (чуете?), который приоткрывает Мэри завесу прошлого, раскрывая ее настоящее имя (Эми Хайд) и имя ее "убийцы" - Дэвил (Агнец - что-то на библейском уже, да?)

И вот тут читатель вступает на неизведанную территорию мистики и тайн. Мэри убили, но она жива? Возможно, Дэвил (кем бы он ни был) пытался ее убить, но не довел дело до конца. Или же здесь опять-таки нужно в символическом ключе воспринимать слово "убил" - убил ее прежнюю личность, дав жизнь новой, Мэри. Или же... речь идет о перерождении, в буквальном смысле новой жизни?

По мере прочтения у меня все больше вопросов появлялось. Я надеялась, что писатель ответит на все в конце, но он дарит нам открытый финал, предлагая нашей фантазии рисовать продолжение истории.

И мне это не понравилось. Как не понравилась манера повествования, чересчур метафоричная и не близкая мне. Писатель много времени уделял мироощущению главной героини, но это было нужно и интересно до поры до времени, но он упрямо гнул эту линию до конца. В романе слишком много алкоголиков, опустившихся людей (но это можно пережить, учитывая что писатель хотел показать падение вниз), общая атмосфера гнетущая и мрачная, сводимая в конце к еще более тягостным ощущениям. К тому же главы перемежаются некими вставками от постороннего лица, который как бы наблюдает со стороны за Мэри: сначала я думала, что это полицейский, но в конце писатель наконец-таки удовлетворяет любопытство читателя хоть один ответом.

Из всего вышесказанного, подытожу: минус балл за более интересную аннотацию, чем оказалась сама книга; еще минус балл за неприятную атмосферу (понимаю, звучит субъективно, но таково мое восприятие); еще минус полбалла за априори перехваленность книги. Отсюда всего 2,5 и нежелание больше пересекаться с Мартином Эмисом.

Книга прочитана в рамках игры KillWish.