Больше рецензий

Тар Оксана (tarokcana8)

Эксперт

Эксперт по парадоксам

22 января 2023 г. 18:21

4K

5 ...я вовсе не всемогущ, а просто известен, и это совсем разные вещи <с>

Может ли признанный музыкант влиять на политику в современном мире?
Вопрос злободневный, так как  Интернет и телевидиние пестрят попытками деятелей искусства привлечь внимание к мировым проблемам. Одними руководит искреннее желание помочь, другими - безоглядная жажда саморекламы, а некоторые попадают в эту обойму просто брякнув необдуманную фразу.
Вопрос о степени влияния, да и о самой возможности влияния, поднимается не впервые.  Главный герой романа -  испанский виолончелист Фелю Деларго из тех, кто верил, что игра может изменить действительность, что музыка способна созидать добро.
На первый взгляд может показаться, что книга просто описывает становление музыканта. Жизнь у него насыщенная, богатая на встречи и события. Рассказ ведётся от  лица главного героя: "Я пригласил вас сюда не для того, чтобы говорить о смычке... и не для того, чтобы вручить вам свои записки... Чтобы понять всë, что в них заключено, вы должны не торопясь прочесть их вместе со
мной, проявляя снисходительность к моим оценкам."   Нас ждёт описание событий в Испании и  Европе конца 19-го - 40-х годов 20-го вв.: Барселона, Мадрид, Париж; короли,  фашизм, гражданская война.  История глазами  мальчишки, мечтающего учиться музыке, потом подающего надежды подростка, и, наконец, снискавшего мировую известность виолончелиста.  Яркая судьба, пропущенная сквозь призму музыки.  "Это было нечто большее, чем моя жизнь. Это была жизнь Испании, осмысленная, прочувствованная и бережно записанная."
Но суть книги гораздо глубже, чем просто  эмоциональное жизнеописание. Это и поиск ответа на вопоос: "Зачем нужна музыка?" И рассуждения на тему: "Могут ли слава и мировое признание музыканта остановить войны и кровопролития?"  Роман написан более 10 лет назад, повествует о событиях Европы 30-х годов прошлого века, и, казалось бы, должен терять актуальность. Но ход истории нередсказуем, и проблемы, над которыми размышляют в романе, находят свои параллели в наши дни: "мы кричали, что падение Испанской республики вымостит дорогу тоталитаризму. Так и произошло. Силы, выступившие против Испании, снабжавшие фашистов оружием, самолетами и солдатами, повернули свои набравшиеся опыта войска против всей демократической Европы. Мы умоляли, мы просили, плакали, рисовали, играли. Что ещё мы должны были делать?"
Ответ на этот вопрос в книге есть.  Он неоднозначный, но "каждому своё".
Отмечу, что события и герои в романе вымышленные. Интересно, что первоначально автор задумывала не художественное произведение, а  документальный очерк о жизни испанского виолончелиста Пабло Казальса. Уже в процессе работы она обнаружила, как много людей "бились над одними и теми же проблемами, решали одни и те же морально- нравственные вопросы."  Так появился собирательный образ главного героя.
В послесловии автор выражает надежду, что  "этот роман поможет читателям найти для себя музыку, которую невозможно описать словами."  Замысел удался.  И идея романа, и её реализация заслуживает самой высокой оценки.  Книга, как мелодия, увлекает и ведёт за собой даже такого далёкого от музыки читателя, как я.

5/5. Хорошая, продуманная книга.

Книга прочитана в рамках Книгомарафона