Больше рецензий

25 января 2023 г. 12:27

141

4

картинка m_lyubimova

Серия «Культура повседневности» от издательства «Новое литературное обозрение» — одна из моих любимых. Это всегда добротно сделанные, качественные книги, опирающиеся на проверенные источники. Плюс мне нравится узнавать, как элементы повседневной жизни влияют на развитие общества.

Так, благодаря книге Анны Ивановой о магазинах «Березка» можно лучше понять, как формировался после Великой Отечественной войны культ потребления в СССР и насколько противоречивой была политика Советского государства.

Государственные магазины «Березка» появились в начале 60-х годов и существовали вплоть до развала СССР. Это были единственные торговые точки в стране, которые изначально принимали в качестве оплаты валюту. В 70-х была введена система оплаты чеками, которая быстро породила обширный черный рынок, на котором чеки обменивались на рубли.

Но чем были хороши «Березки»? Только в этих магазинах можно было приобрести дефицитные импортные и качественные отечественные товары: заветные джинсы, японский телевизор, кассетный магнитофон и даже автомобиль. И хотя культ потребления порицался в Советском Союзе, рядовые граждане хотели обладать красивыми вещами.

Но в «Березки» не так просто было попасть. Лишь привилегированные граждане, у которых был доступ к валюте, могли отовариваться в этих магазинах. Это были дипломаты, артисты, которые выезжали на гастроли за рубеж, советские рабочие, трудящиеся в странах третьего мира. Но к элитным товарам имели доступ и диссиденты. Многие получали денежные переводы из-за рубежа, которые впоследствии обменивались на чеки и тратились в «Березках».

Парадоксально, что в СССР, где декларировался принцип всеобщего равенства, появились такого рода магазины. Они не только поощряли страсть советского человека к потреблению, но и выступали наглядным примером социального расслоения общества. Ведь обычным гражданам в «Березки» попасть было практически невозможно. Лишь постепенно, с появлением черного рынка, жители страны могли купить валюту или же чеки и приобрести заветные импортные товары.

Книга Анны Ивановой — любопытное исследование, в котором подробно анализируется история создания «Березок» и формирования общества потребления в СССР, а также описываются категории граждан, у которых был доступ в эти магазины. Автор использовала большое количество источников, поэтому работа вышла информативной. При этом книга написана легким языком, благодаря чему будет понятна широкому кругу читателей.

Источник