Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2023 г. 13:29

160

3

Как оценить Оскара де Мюриэла? Наш автор пишет детективные истории из жизни Великобритании времён королевы Виктории – или, уместнее сказать, времён Джека Потрошителя. И не просто расследования конца XIX века – мне кажется, де Мюриэл намеренно подражает манере подачи материала Дойла, Стивенсона и прочих сочинителей приключенческих историй того времени. Благодаря этому его роман читается легко, как говорят, «проглатывается», события сменяют одно другое без пауз, и даже можно не обращать внимания на довольно многочисленные клише. Одиозные обстоятельства преступления сочетаются с комичными сценками злоключений Яна Фрея, ещё больше превращая книгу в абсолютно развлекательное беллетристическое пространство с лёгкими претензиями на человеческий фактор, воплощённый во втором герое, инспекторе Адолфусе МакГрэе. При современном пристрастии к возрастным маркерам я бы выставил на издании «-25».

Маленькая проблема в том, что в 1988 году не существовало ни 10, ни 20 правил детективного жанра, и де Мюриэл сразу нарушает первое правило декалога Нокса. Любители детектива, вероятно, смогут напряжением серых клеточек нащупать разгадку, де Мюриэл вполне логичен и дотошен в изложении, но честной игрой я бы это не назвал.

Самые избитые штампы наш мексиканец оставил под конец, когда любители жуткого ретро начинают ожидать столкновений и погонь. Это и угроза жизни близкому человеку, и ловкость преступника, позволяющая ему скрыться от двух подготовленных к захвату людей с оружием (которые постоянно промахиваются). То поезд подъедет не вовремя, а то Фрей вообще споткнётся. Комедия в одночасье превращается в фарс.

Транспортное чтиво – да. Запоминающийся детективный роман – нет. Да и вообще, что касается серьёзной литературы, романы Дэйвида Моррела о тех же временах куда более впечатляющи.