Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

26 января 2023 г. 10:48

130

5 Время музыки

Музыкальная история «Вивальди. Времена года» Нины Дашевской – отличная просветительская литература, которую не так часто можно встретить. Иллюстрированный путеводитель по знаменитым концертам Антонио Вивальди сочетает сентиментальную и вдохновляющую биографическую историю и музыковедческий анализ. При этом издание «Детского времени» дополнено еще программными сонетами композитора в переводе Михаила Яснова и более академической справкой Александра Майкапара для продвинутых читателей.

Нина Дашевская пользуется любимым приемом параллельных сюжетов. В книге две части – маленькая зарисовка о рыжем мальчишке Антонио и «прослушивание» записи «Времен года» с мальчиком Антоном. Ожидаемо сплетение судеб и настроений, мотивы реинкарнации у писательницы поданы тонко, слегка элегично. Антонио бегает по Венеции XVII столетия, просыпающейся от зимней чумы. Он мечтательно ловит звуки города, которые отразятся затем в музыке. Читатели видят один из самых любимых детских характеров – проблески будущего гения, сопротивление рутине учебы, но при этом увлеченность искусством.

И созданный Дашевской портрет отразится потом в Антоне. Первая часть вполне могла бы быть сочинена дедушкой героя. Дедушка, опытный музыкант, побывав в Венеции, пытался ее зарисовать и чувствовал там присутствие музыкального гения, которого теперь видит в рыжеволосом внуке. Вместе с Антоном дедушка слушает концерты Вивальди и анализирует их образную структуру. Писательница выстраивает собственную драматургию восприятия. В мастерских диалогах она демонстрирует, что авторскую программу можно воспринимать чуть иначе, исходя из личного опыта, которого, конечно, у Антона не много, зато много воображения. В рассказах дедушки немало культурных и бытовых реалий далекого века, знание которых помогает глубже понять содержание музыки.

Философская категория времени особенно важна для этой истории. Вместе с героями писательница восхищается, как музыка преодолевает столетия, позволяет понимать целую жизнь, несмотря на то, что все кругом стремительно меняется. Но получается, что человек не меняется. И очень важно в нем поддерживать любовь и понимание искусства – как гарантию вечности, снимающей страх перед небытием.

Сонеты Антонио Вивальди даже аккуратно и торжественно переведенные Михаилом Ясновым, не производят сильного литературного впечатления. В них есть жалостливая интонация, тривиальные образы. Но, конечно, не о поэтическом мастерстве здесь речь. Сонеты действительно помогают разгадать музыкальные ребусы композитора, превращая интуицию в уверенность, в эпическую зримость.

А еще издание богато проиллюстрировано пастельным карандашом. Художник Александра Семенова сделала портреты двух героев, задумчивых и нежных, но мальчишки совершенно друг на друга не похожи, что, конечно, правильно. В иллюстрациях много Венеции и Петербурга, деталей, отсылающих к произведениям живописи и декоративно-прикладного искусства. Мерцающая нежность, как и письмо Нины Дашевской, музыкально настраивают на чувственное переживание жизни через творчество. Очень трудно не заразиться упоением, гармонией, которыми дышат страницы книги.